Megamatrix.ru → культурные традиции → Болото
Андрей ЛеоновБолото - питомник цивилизации
Содержание статьи:
- Образ болота в древности как первоземли и райской обители
в разных культурных традициях.
- Столичные города на болотах. Болотные столицы Руси.
- Варвары - это болотные народы.
- Болотные страны и исторические болотные регионы планеты.
- «Царевна-лягушка»: культ болотных обитателей.
- «Из грязи в князи»: болото и аристократия.
- Шагом марш: болотные армейские традиции.
Одним из древнейших «ностратических» атрибутов цивилизации (на который до
сих пор не обращено подобающего ему внимания) является БОЛОТО.
К настоящему времени сложился весьма
нелицеприятный образ болота – это сумрачное место, полное всякой нечисти,
по отношению к которому зачастую прилагаются и соответствующие названия:
«поганое», «сучье», «чертово» и т.д. Одним словом, в расхожих поверьях
никакого позитива о болоте вроде–бы не просматривается. Но это тенденция
сравнительно недавней эпохи, когда демонстративно отвергались или «перелицовывались»
многие архаичные культы – фундамент языческой традиции. В более же древних
культурных пластах, уходящих в глубь времен, образ болота имеет совсем
другую окраску и масштаб, без преувеличения являясь сакральным центром
мироустройства, пронизывая практически все культурное пространство,
проявляясь как в бытовых обрядах и поверьях, так и в сакральной символике
и традициях. Поэтому так важно попытаться выделить эти архаичные «болотные»
традиции из–под тысячелетних культурных напластований.
*Предварительно следует отметить, что понятие «болота» не ограничивается только трясиной. Существует большая классификация болот различного типа. Например, к болотам можно причислить и просто застойные мелководья различного типа.
Болота являлись «питомником» для древних и средневековых народов по ряду причин:
С одной стороны, болота являлись «защитниками».
Племя, обитающее в топкой болотистой местности было защищено от внезапных
нападений врага и, соответственно, имело больше шансов на более–менее
спокойное развитие хозяйства и ремесел, что приводило и к планомерному
(без разорения) накоплению материальных и культурных ресурсов. И в этом
проявляется также функция болот как «хранилищ».
В качестве иллюстрации этой функции можно привести, например, свидетельство
С. Герберштейна (XVI век): «Город
(Белоозеро)...со всех сторон так окружен болотами, что кажется неприступным.
По этой причине московские князья обыкновенно прячут там свои сокровища»
[1].
Для сообществ, промышлявших разбойными
набегами, болота являлись укрытием, куда противнику было крайне затруднительно
нагрянуть с ответной карательной экспедицией. В данном варианте так
же могли планомерно накапливаться награбленные ресурсы.
С другой стороны, болотистые территории являлись «кормильцами».
Например, древние обитатели болотистых долин Нила и Евфрата получали
обильные урожаи по причине разливов этих рек, сопровождавшихся наносами
плодородного ила. В любых регионах заливные луга с пышной растительностью
использовались для выпаса скота. Путем мелиорации болот получали эффективные
площади для земледелия. Кроме того, болотистые территории были крайне
привлекательны для охоты и рыболовства.
Следует упомянуть также и такую очень важную функцию болот как источников болотной руды, которая являлась
доступным сырьем (лимонит) для производства железа примерно с VII в.
до н.э. вплоть до XVII века н.э.
Из глубины веков
Образ болота как «питомника» цивилизации проистекает из глубокой «ностратической» древности и сочетается с представлениями о некой сакральной местности – прародины элиты человечества. Именно здесь находятся истоки древнейших представлений о Райской земле. Так, например, древнеегипетский Рай являет собой заболоченные «камышовые поля» – Сехет Иару (Иалу), дающие, как следует из древних текстов, очень обильные урожаи: «Я знаю «Поля Камыша», принадлежащие Ра… Высота нижнеегипетских злаков достигает там пяти локтей (примечание: 1 локоть равен 0,5 м), колосья размером в два локтя, стебли – в три локтя; высота эммера (ячменя) – семь локтей: три локтя – колосья и четыре локтя – стебли. Жители востока собирали там урожай – по девять локтей каждый» [2]. Именно образ болота воплощен в храмовой архитектуре древнего Египта. Многочисленные колонны по сторонам проходов во дворах и залах, стилизованные под гигантские побеги тростниковых растений, наряду с барельефами птиц, символически отражают мир водных заводей. Это священное место в виде заболоченной равнины, из которой когда-то возникла жизнь во всех ее проявлениях. Это место первичного творения, куда Боги-Нетеру отправляются на отдых. И это олицетворение египетского Рая – «Камышовых Полей».
Возможно, по причине происхождения из болотной «страны Богов» египетский бог Тот
изображался с головой болотной птицы Ибиса, и другие Боги из Гермопольской
огдоады олицетворялись с болотными обитателями – лягушками и змеями.
Несомненным представителем болот является и священная цапля Бенну –
египетский «феникс».
Древнейшим сакральным городом
Египта считается Гелиополь. Его название производят от греческого слова
Гелиос (др.-греч. ’Ηελιος) – «солнце».
Однако, в данном случае следует обратить внимание на тот факт, что оригинальным
древнеегипетским названием этого города было Иуну, а в древнеегипетском
языке слово «иун» означает «болото, заселенное водоплавающей птицей»
[3]. Поэтому, возможно, что первоосновой названия Гелиополя (в старых
источниках Елиуполь) является другой греческий корень – «еле» (др.-греч.
‘ελος/’ιλυς), означающий «болото,
ил» (созвучный с древнеегипетским словом «иалу/иару»). Если учесть,
что во время разлива Нила практически вся населенная территория древнего
Египта в долине реки заболачивалась, то Гелиополь в трактовке «болотного
города» более соответствует действительности.
Иару - Райская земля
Древнеегипетские райские поля Иару/Иалу («камышовые поля» или, попросту, «болото»), имеют своих «тезок» в других культурных традициях. Схожие названия, относящиеся к древнейшей священной (райской) территории, сохранились и у других народов.
Например, созвучным с древнеегипетским раем-Иару является русское наименование рая – Ирий. (Согласно одной из этимологических версий (Kempinski [4]), в основе названия Ирий лежит протоиндоевропейская лексема *ur о значением «вода»). С этим словом можно сопоставить, например, слово из пермского диалекта арай – «болото, заросшее камышом», что очень походит на древнеегипетское Иару – «камышовые поля». Аналогичные слова сохранились до сих пор в некоторых северных наречиях, например, в западно-финском – aroiё, в коми – araiё – «болото» [5].
Из этого же ряда и древнеиранское название священной прародины Айрианем Ваеджа («поля Арайя»), соотносимого с иранским *airyã – «страна ариев». Судя по авестийским текстам, «поля Арайя» также являли собой подтапливаемую болотистую территорию: «…там зима, [когда] идёт к концу, там большое половодье» (Вендидад, гл.1 [6]). (Таким образом, термин «арии», скорее всего, подразумевал изначально болотных жителей)
Древнеегипетские райские Поля Иару/Иалу соотносятся также по созвучию и по смыслу и с
«Елисейскими Полями» в древнегреческой мифологии (др.-греч. ’Ηλùσìον πεδìον или лат. Elysium), которые также
являют собой мифический Рай древних греков, прекрасные блаженные поля
на берегу легендарной реки Океан, куда по окончании бренной жизни попадают
любимые Богами герои.
Знаменитые Елисейские поля в Париже (Champs Elysees) как раз являются архитектурным воплощением
мифического Элизиума древних греков. Примечательно, что парижские Елисейские
поля располагались первоначально именно на заболоченной территории (постепенно
болота осушили и теперь на их месте протянулся знаменитый фешенебельный
проспект).
Города на болотах
Исторические хроники и археология свидетельствуют, что повсеместно древние города располагались в болотистых местностях. Вот несколько выборочных примеров из списка одних только столичных городов:
Так, гигантские топкие болота, существовавшие за счет разливов Евфрата, окружали древний Вавилон – первый мегаполис в истории человечества. Об этом известно из сочинений античных авторов и свидетельств археологов.
А вот что являл собой Рим в древнейшую эпоху: «На самом деле Рим древнейшей эпохи, развалины которого, сохранившиеся в недрах Вечного города, были обнаружены (то есть следы святилищ, вокруг которых возникал центр и появлялись бедные постройки), именно этот Рим был очень нездоровым местом. Весь центр будущего города, между Капитолием и маленьким холмом, который позже стал называться Велием, по большей части представлял собой болотистое место, наполовину поднимавшееся из воды и погружавшееся под воду при каждом наводнении Тибра. Ручьи, спускавшиеся с холмов, застаивались по всему Марсову полю, которое было образовано аллювиями реки, извивавшейся между Ватиканскими холмами и сбросовыми выступами, образованными на левом берегу скалами Капитолия, Палатина и Авентина. Все низменные места были болотистыми. ..» (Пьер Грималь. Цивилизация Древнего Рима)
Лежащий в болотах Париж получил от римлян наименование Лютеция, от латинского luteus – «полный грязи, илистый, глинистый» (в кельтском слово lut также означает «болото»). Самый престижный район этого города называется Marais – «болото». И знаменитые парижские Елисейские поля когда-то располагались среди болота.
Еще один столичный город – Берлин также был основан в болотисто-луговой местности, что и отразилось в его названии (город был основан на территории, заселенной славянами, поэтому и этимология славянская – полабское слово berl или birl означает «болото», литовское burlungis – «топкое место», древнеславянские слова «брлина» и «берлен» означают «лужа, болото»).
Название столицы Саксонии Дрездена (верхнелужицкое Drjezdzany) проистекает от древнесорбского «Drezdany» – «жители пойменных (болотных) лесов».
Изначально Лондон являл собой дикое и пустынное болотистое место с несколькими островками на нем. Первые документально зафиксированные упоминания о возникновении Лондона говорят о тех временах, когда на месте Вестминстера было непроходимое болото. Именно на этом месте был возведен Вестминстерский королевский дворец, который после завоевания Англии норманнами в 1066 году стал резиденцией английских королей, а позже местом заседания английского парламента и Королевского Верховного суда. На болото указывают названия и некоторых других мест нынешнего Лондона, таких как Уоппинг (что значит «болото») и Фенчерч в Лондонском Сити (переводится как «церковь на болоте»).
Итальянская Равенна являлась столицей Западной Римской империи со времен императора Гонория и резиденцией лангобардских королей. Страбон говорит об этом городе еще в I веке: «Самый большой город на болотах – Равенна, построенная целиком на сваях и прорезанная каналами, так что проходить там можно только по мостам и на лодках» (Страбон,География,кн.5.п.7 [7]).
Название столицы Бельгии Брюсселя впервые упомянуто в VIII веке в форме Brocela, которое затем трансформировалось в современные французское Bruxelles и фламандское Brussel. Топоним состоит из фламандских корней brock «болото» и sela «жилье, селение», то есть название Брюссель означает буквально «селение на болоте» [8]. Аналогичное значение имеет и название города Брюгге – главного города Фландрии в VII веке (от слова «браге», которое на языке кельтов-белгов также переводится как «болото».
По сути, на болоте стоит и столица Нидерландов Амстердам.
Даже столицы горных государств располагались в болотистых котловинах среди гор или предгорий, как, например, Баку, Тбилиси или столица Эквадора Кито.
Болотные столицы Руси
Естественно, что и все столицы древней Руси обладают «болотной» родословной. Так, Киев был основан в местности, где некогда располагалось «Козье болото». Сейчас на этом месте главная площадь Киева – Майдан, а когда-то, в незапамятные времена, сюда было ни пройти, ни проехать из-за болота, к которому бегали на водопой козы. Трудно сейчас вообразить этот архаичный ландшафт из-за удивительного контраста.
Великий Новгород – столица северной Руси расположен на Приильменской низменности, на реке Волхов, недалеко от озера Ильмень (само название озера производное от корня «ильм», означающего «болото»). Этот город археологически изучен гораздо лучше других русских городов и его болотное происхождение не вызывает никаких сомнений. Особенностью новгородских бытовых построек является отсутствие землянок, широко распространенных в других городах. Это объясняется именно тем, что город расположен в низине, на влажных болотистых почвах. Соответственно, в Новгороде приходилось применять своеобразную дренажную систему осушения, для чего под домами и амбарами вкапывали бочки без дна с отводными трубами, по которым скапливающаяся вода стекала в отстойник, а потом в реку. Тем не менее, несмотря на дренаж, с ростом уровня почвы деревянная мостовая постепенно тонула в грязи. Старый настил наращивали за счет новой мостовой. В Новгороде открыто около 30 таких слоев, относящихся к Х – XVI векам [9]. Весьма красноречиво свидетельствует о болотистости Новгорода заметка в путевом дневнике Франциска Гундулича (1655 г.): «Здесь (в Новгороде) так много лягушек, что почти в каждом доме держат их до 200, делая их ручными» [10].
Москва также являлась типично болотным городом. В «Хронографе Дорофея Монемвасийского»
(XVII в.) излагается легенда о выборе места для Москвы среди топких
болот: «И по создании храма того поехал князь великий Данило Иванович
изыскивати места, где ему создати град престольный к великому княжению
своему. И взя собою некоего греченина именем Василия млада и знающа
зело и ведающа чему впредь быти. И въехав с ним во остров темен и непроходим
зело, в нем ж бе болото велико и топко, и посреде того болота и острова
узре князь великий Данило Иванович зверя превелика и пречюдна троеглава
и красна зело. И вопросиша Василия греченина, что есть видение се пречюднаго
зверя. И сказа ему Василий греченин: «Великий княже, на сем месте созиждется
град превелик и распространится царьствие треугольное, и в нем умножатся
разных различных орд люди, то есть прообразуют зверя сего троеглавого»
[11].
Сведения этой легенды насчет трехглавого зверя может быть и придумка, но
про топкую местность изложено достоверно.
Вот как описывается раннее поселение на территории Москвы: «…вдоль
реки здесь тянулись большие заливные луга, в густых лесах водились дичь
и дикие пчелы, реки и озера изобиловали рыбой. Территория Москвы напоминала
как бы небольшой остров среди дремучих лесов и болот, окружавших ее
со всех сторон…» [12]. Низменная местность в старой Москве напротив
Кремля между правым берегом Москвы-реки и её старицей (ныне Водоотводным
каналом) со времени Средневековья было известно как древнее
урочище «Болото». Вплоть до второй половины XVIII века из-за низких
берегов эта местность затоплялась во время дождей и весенних паводков,
обращаясь в непроходимое заболоченное место. Отсюда и название улицы
Балчуг, происходящее от тюркского слова балчык – «грязь, болото, влажная
земля».
Другое крупное болото простиралось от подножия Кремля вплоть до нынешней Трубной площади, где сейчас расположились Большой и Малый театры, площадь Революции и Театральная (бывший Поганый
брод). На берегу Козьего болота вырос Арбат. Можно также упомянуть Сукино
болото, там где сейчас пролегает Шарикоподшипниковская улица. Именно
на болоте, именуемом Кулишки, была в свое время выстроена Дмитрием Донским
церковь Всех Святых в честь победы на Куликовом поле и в память о полегших
там русских воинах. Всего же болот на территории нынешней Москвы насчитывалось
не менее трех десятков [13]. Франческо де Колло, бывший в Москве с дипломатической
миссией, так описывает город: «окружность его — три с половиной
лиги, и он по большей части расположен в болотах, так что значительную
часть приходится проходить по деревянным настилам» [14].
Само слово «Москва» (маскава, маскува) в финно-угорских языках означает «мокрое,
топкое место». Название Москвы (а первоначально, до XIV века,
город именовался Москы) и в других языках – древнерусском, современном
словацком, литовском и латышском языках (общеславянский корень «моск»
и балтийский – «mask») также означает «вязкий, топкий, болото, сырость».
Таким образом, Москва, как и множество других мировых столиц, имеет
в своем названии праоснову «болото».
Петербург – еще одна столица России – совершенно однозначно основан в соответствии с «болотной» традицией, поскольку ничем иным нельзя объяснить мотивы возведения столичного города на трясине, по полгода залитой водой и с постоянным риском больших наводнений.
Все эти болотные столицы Руси являются наследницами более древних русских преданий, в которых первым архаическим женским божеством считается Мать Сыра Земля. Сам этот образ трудно объяснить чем-либо иным, кроме как сакральной народной памятью о болотной прародине. Также отметим и знаменитый болотистый «Остров русов» из сочинений средневековых арабских географов, который «покрыт лесами и болотами, нездоров и сыр до того, что стоит только человеку ступить ногой на землю, как последняя трясется из-за обилия в ней влаги» [15].
Болотные страны и регионы мира
Не только города, но и отдельные страны, исторические местности и регионы имели болотный ландшафт (и соответствующую этимологию своих названий, связанную со словами, обозначающими «болото»).
Так, самоназвание Финляндии – Суоми (Suomi) обозначает «страна болот». При этом характерно, что и другие названия этой страны, такие как Лапландия (от корня «лап») и Финляндия (от корня «fen»), также означают «болотная страна».
Фландрия – историческая низинная болотистая область на территории современных Франции, Бельгии и Нидерландов. На нидерландском языке Vlaanderen означает «низменное болото» (название происходит от фризкого *flandra и * flamisk, от старофризского flamsk, от ингевонского flam – «затопляемые земли», от протогерманского *flaumaz – «наводнение» [16]).
Название Балтики, по одной из версий,
происходит от слова «балто» – болото. В славянских языках с полногласием
(русский, украинский, белорусский и другие) это название звучит как
болото, а в других славянских и балтийских языках, в том числе в старославянском,
– как «блато», «балто». (Также прибалтийские земли назывались Ливонией,
что также проистекает от слов лиива (фин.) и
лыва/лива (рус, слав.), означающих «ил, топь,
болото».
Аналогичный фракийский корень
pala («болото») служит основой названия озера Балатон и города Блатьнь
градъ возле Малого Балатона.
Паннония – прежнее историческое название территории современной западной Венгрии, восточной Австрии и частично Словении. В нескольких индоевропейских языках это название означает «болото», в том числе, древнепрусское – pannean , фрак. – pani. От прото-индо-европейского корня *pen – «влага, вода, сырость» (Julius Pokorny [17]).
Хронист Галл Аноним в «Хронике и деяниях князей или правителей польских» говорит о Пруссии: «Земля же эта так укреплена озерами и болотами, как не была бы укреплена крепостями или городами, поэтому с тех пор никто не может ее подчинить из-за того, что никто не может с войском преодолеть столько озёр и болот» [18].
Валдай – сильно заболоченная возвышенность в северо-западной части Русской равнины (возможно, соотносится с греч. словом valtos – «болото», если допустить, что корни этого слова уходят в глубь индоевропейского языкового единства).
Название страны Швейцарии проистекает от немецкого «Schweitz» – «болото».
Силезия – историческая область в Центральной Европе, входящая в состав Польши, Чехии, Германии. По мнению некоторых польских славистов это название напрямую проистекает их старославянского «sleg» со значением «сырость, влага» (сравним также с нем. Slilze – «болото», рус.,слав. «слизь») [19].
Тамань – основа названия Таманского полуострова, который в античное время был частью Боспорского царства, позже он был центром Великой Булгарии, а затем здесь располагалось Древнерусское Тмутараканское княжество. Название проистекает от адыгского слова «темен», что означает «болото», «плавни» [20].
Бразилия – территория Нового Света, присоединённая к Португалии. Возможно, название связано с испанским словом barrizal – «грязь», поскольку в западной части Бразилии, на границе с Боливией и Парагваем, расположены крупнейшие сезонные болота в мире. Эта местность называется Пантанал – «затопленная земля».
Название Сибири, происходит (по мнению Рамстедта) от монгольского слова Sibir (калм. siwr) – «заросль, сырая местность» [5].
Великий Луг – в средневековье историческое название местности, ниже порогов на левом берегу реки Днепра (на территории нынешних Херсонской, Запорожской и Днепропетровской областей Украины). Местность представляла собой огромные речные плавни. Плавнями называются длительно затапливаемые поймы рек и озёр, и дельты, покрытые зарослями кустарника, тростника, рогоза или осоки. Когда-то, до образования казацкого этноса, на территории Великого Луга располагался город Орда – ставка Мамая в низовьях Днепра. (Уместно напомнить, что слово орда в древнерусском языке означало «болото»). Позднее Великий Луг принадлежал Запорожской Сечи. Именно по причине своей заболоченности Великий Луг был для казаков символом безопасности и воли.
Болотистой страной являлась и Московия,
как называлось Русское государство в западных источниках с XV до начала
XVIII века. Это отмечали многие дипломаты и путешественники той эпохи:
«Вся страна болотиста и лесиста, отчего также и в этом краю путешественники не могут в точности
определять расстояния по причине частых болот и извилистых рек».
(Сигизмунд фон Герберштейн [1])
«Страна их весьма обширна….
Поверхность ее — большею частию плоская и изобилует лугами, хотя летом
во многих местах болотиста. Это происходит от того, что вся Московия
пересекается большими реками, которые, поднимаясь от тающих весною снегов
и разрешающегося льда, во многих местах поля превращают в болота, а
дороги покрывают стоячею водою и глубокою грязью, непросыхащею до тех
пор, пока реки сии, при наступлении новой зимы, не покроются опять льдом
и болота не окрепнут от сильных морозов так, чтобы можно было безопасно
ездить по оным». (Павел Иовий [21])
«Московия, не смотря на
обширность свою,весьма хорошо населена и так тщательно защищена на границах,
что не только никто из служителей или рабов, но даже поселяне и вольные
люди не могут выйти за пределы Государства, или войти в оное, без особенной
Великокняжеской грамоты. Сему весьма много способствуют обширные леса
и болота, которые, заграждая повсюду сообщения, вынуждают каждого держаться
больших дорог, весьма бдительно охраняемых Княжескою стражею».
(Альберт Кампензе [22])
«Что касается, далее,
устройства поверхности и качества почвы сей страны, Московии, то большая
часть ее представляет дикую пустыню, покрытую кустарником и топкими
болотами с гатями» (Георг Тектандр [23])
болотные народы
Поскольку болотная тематика так обильно представлена в топонимике, понятно, что и названия многих народов могли быть связаны с болотом.
А начинается «болотная» родословная уже у древнейших легендарных народов.
Например, наименование пеласгов
/ Πελασγοι (которых греки считали
первым народом, принесшим культуру народам Средиземноморья), очевидно,
соотносится с греч. Πηλος – «болото».
Историк Страбон связывает
наименование пеласгов со словом «пеларги» (Πελαργοι),
означающим «аисты», однако оба этих наименования могут происходить из
значения «болото», поскольку аист является болотной птицей.
Существует также версия, что одним
из ответвлений пеласгов являются библейские филистимляне. Этноним
филистимляне в греческом переводе Библии является передачей древнееврейского
«пелиштим». В свою очередь, библейское «пелиштим» – возможная переделка
слова пеласги. Это вполне вероятно с точки зрения «болотной» этимологии,
поскольку территория, известная под названием Палестина, на протяжении
тысячелетий оставалась заброшенной пустынной окраиной, с малярийными
болотами.
Знаменитое греко-римское собирательное для разных народов название «варвары» (barbaros) изначально означало не что иное как «болотные» (сравним, например, с иллирийским barbis – «болото», греч. borboros «слизь», санскр. barburam «влага, вода»).
Обычным тактическим приемом варваров, как указывает Евнапий Сардский, являлось
укрытие в болотах:
«При Феодосии... на Римскую державу напали варвары. Между ними распространился
слух, что римляне собирают многочисленное войско. Рассуждая о своей
опасности, варвары прибегнули к своей обыкновенной хитрости: они скрылись
в болотах македонских...» [24].
Посмотрим, какие же народы относились к болотным обитателям (варварам) исходя из сведений летописей:
Исчерпывающая характеристика германских народов
как обитателей топких болот имеется у Тацита: «За ними вместе с
Герцинским лесом начинаются поселения хаттов, обитающих не на столь
плоских и топких местах, как другие племена равнинной Германии» [25].
В частности, на болотную этимологию названия одного из германских племен – элуров
(герулов) высказал уже средневековый историк Иордан (VІ в. н. э.): «вышеуказанное
племя жило близ Мэотийского болота, в топких местах, которое греки называют
«ele», и потому и именовалось элурами» [26].
Фризы также располагались в болотистой местности: «Фризы были соседями саксов
и занимали Буртангское болото (когда-то совсем непроходимое)… Эта область
до Фризов… была заселена кельтами Фризы пришли, вероятно, с востока
из северных фрисландских и дитмарских болот на западной прибрежной полосе
Шлезвиг-Голштинии» (ЭСБЕ [27]).
Адам Бременский говорит о древних пруссах: «Будучи затеряны в непроходимых топях они не желают терпеть над собой никакого господина» [28].
О местообитании славян в болотистых местностях пишет готский историк VI в. Иордан: «Склавины живут от города Новиетуна и озера, которое называется Мурсианским, до Данастра (Днестра), а на севере до Вистулы. Место городов у них занимают болота и леса» [26]. (Причем, название озера Мурсианское также возможно связано с болотной этимологией от древневерхненемецкого muor – «болото», «стоячая вода». По одной из версий, Мурсианское озеро находилось в среднем течении Дуная в месте впадения в него рек Савы, Тиссы и Дравы. С этого места Дунай именовался в древности Истром, а название Истр (опираясь на мнение академика Н. И. Толстого и других специалистов) может быть связано с основой -стр- со значением «болото» [29])
Тот же Иордан указывает и на болотное происхождение гуннов: «свирепейшее племя, которое жило сначала среди болот» [26].
В «Книге истории франков» указывается на обитание в «болотных укрывищах» народа аланов: «Мы победили аланов, храбрый, неукротимый народ, который император с всем римским войском не мог изгнать из их болотных укрывищ» [30].
Страбон указывает на местообитание венетов (генетов): «Вся эта страна [Паданская равнина] богата реками и полна болот, особенно же часть, занимаемая генетами» (Страбон,География,кн.5.п.5 [7]).
Местообитанием древних татар по мнению исследователей являлось речное мелководье. Так Б.Б. Бамбаев в 1929 году писал: «Само слово «татар» по-монгольски означает «мелководье». Также из «курса лекций по истории булгарского (татарского) народа» Мифтахова: «Излюбленным местом расселения древних татар был район речного мелководья. На сваях они строили платформу и на нее ставили шалаш (та-тань), занимались охотой на водоплавающую птицу и рыболовством. Иными словами, вся жизнедеятельность членов древнего рода была связана с речным мелководьем» [31].
Важную роль играли болота в мифологии и культуре кельтов. Именно на болотах кельты часто приносили всевозможные жертвоприношения Богам. Среди жертвенных даров известен знаменитый Гундерструпский котел, а также обломки повозок и колесниц.
О болотном обитании можно судить и по названиям многих народов:
Происхождение этнонима венеты по одной из версий связано с индоевропейским корнем *ven-t – «мокрый, влажный» [32].
Названия обитателей Финляндии финнов (у Тацита они названы фенны) и лопарей проистекают, соответственно от корней «фен» и «лап», означающих болото. Другое название финнов – квены происходит от финского kainu – «болота». Также и другое название лопарей – саамы и современное самоназвание финнов – suomi проистекают от финского корня suo, означающего «болото».
(Отметим также в связи с корнем «фен», что Фенами называется низинная заливная область на востоке Англии)
Летописные народы из Повести временных лет: дреговичи от слова «дрягва», меря – «марь», урмане – «урема», либь/ливы – «рус. лыва, фин. лиива» (все эти слова означают «болото»).
Название прусского народа галинды (у Птолемея) и голядь русских летописей на Протве проистекают от балтского слова gala (гала), означающего «болото». Возможно, это вообще обобщенный этноним для балтских этносов, поскольку элемент gala (гала) входит как составная часть в названия некоторых балтских народов, например, лтш. latgale, zemgale (в рус. летописях летьгола, земигола).
В том числе названия славян и варягов-русов также могут быть связаны с
болотом. Так, по предположениям некоторых лингвистов,
этноним славяне связан
с древнеславянским корнем «slav» означающим «течь, мокрый». Например,
сербскохорватское «slaviti» означает «разбавлять вино водою» [33]. (Это
также подтверждается английским словом слоу (slough), которое переводится
на русский как «болото, трясина»).
В случае с варягами
вполне возможна связь с диалектным северо-русским (архангельским) словом
ворга, которое согласно словарю Даля имеет значения «болотистая, кустарная
лощина; залив или пролив по лощине; голое, кочковатое болото» [34].
Подтверждением этимологии от слова ворга (варга) является свидетельство
Татищева: «Еще же и сами шведы о себе сказывают, что они варги,
или варяги, издревле именовались, как в Библиотеке шведской...»
[35].
Также и этноним рос/русь
может быть связан с понятием влаги, как слово роса.
Болотные традиции цивилизации
Культ болотных обитателей
У многих народов встречается очень почтительное отношение к болотным обитателям,
закрепленное в поверьях и легендах.
Уже в Древнем Египте священной птицей считалась болотная цапля Бенну. Похожие представления
о древней болотной прародине закрепились и у индейцев ацтеков, которые
местом первоначального обитания своих предков считали легендарный Ацтлан,
что переводится как «место, где обитают цапли» [36]. И у многих других
народов болотная птица аист считается священной, – с глубокой древности
эти птицы были носителями человеческих желаний и провозвестниками воли
Богов.
Объектом культа выступают также жабы и лягушки. У большинства народов эти создания
наделены массой положительных свойств и находятся под особым покровительством.
С ними связаны многочисленные мифы, легенды, предания и поверья.
Как уже отмечалось выше, и в болотистом древнем Новгороде существовал культ лягушек:
«Здесь (в Новгороде) так много лягушек, что почти в каждом доме держат
их до 200, делая их ручными» (Франциск Гундулич,1655 г. [10])
«Из грязи в князи»: болото и аристократия
Именно как следствие архаичной болотной «родословной» аристократии возникает такой «царственный» персонаж русских сказок как Царевна-лягушка. В германском фольклоре – Принц-лягушка. В Норвегии считается, что лягушка приносит золото тому, кто с ней дружен. Похожий культ жабы распространен в Китае.
Слово «болото» имеет древнее балто-славянское происхождение. В славянских языках с полногласием (русский, украинский, белорусский и другие) это название звучит как болото, а в других славянских и балтийских языках, в том числе в старославянском, – как «блато», «балто». Обратите при этом внимание, что в русском языке слова блат (= болото), блатной (= болотный) используются для обозначения категории лиц с особыми привилегиями. Со всей очевидностью, эти понятия являются реликтовыми отголосками тех времен, когда элита обитала на болотах. (Поэтому, думаю, что поговорку «из грязи в князи» надо понимать не столько в аллегорическом ироническом, сколько в буквальном смысле).
Французское слово элита (elite от лат. electus или eligere) тоже изначально может быть связано с греко-латинским «болотным» корнем ele-/hele.
Считается, что титул «царь» происходит от сокращения римского титула цезарь. Но
можно предположить и «болотную» этимологию. Титул «сар» или «шарр»,
обозначающий высшего правителя, имел хождение уже на Древнем Востоке
(у ассирийцев и вавилонян). Еще до принятия титула «царь» по отношению
к своим самодержцам, таким высшим титулом на Руси называли правителей
Орды, – что является «перелицовкой» мусульманского титула «сарэ» (так,
например, мусульманское купечество за поощрение торговли называло хана
Батыя) [37]. Также и европейские монархи имели титул «сир» (а позднее
и вся аристократия – «сэр»). Наиболее же древним применением титула
«царь» можно считать имя древнеегипетского бога Сара/ Асара (по-гречески
Осириса), который, в соответствии с античной традицией, считался цивилизатором
всех обитаемых земель в архаичную эпоху становления цивилизации.
Происходит же «интернациональный» титул «шар»/ «царь»/ «сар»/ «сарэ»/ «сир»/ «сэр»/
от корня «сар» (и его модификаций), которое в разных языках означает
«болото». (Финское сар, татарское и башкирское шар,
булгарское шар/сар, чувашское шор/ щур, венгерское
шаар, у народов сибири сор – все эти слова означают
«болото, заболоченная пойма реки, заболоченное озеро»).
Точно так же и хакан (каган, хаган) – высший титул суверена в средневековой кочевой иерархии возможно является болотным титулом (от индо-иранского khaki – «soil-colored», «цвет грязи, земли»).
Слово пан, применяемое для обозначения господ в феодальной Польше, Белоруссии и Украине является производным от «болотного» корня «pan» (например, фрак. pani, прус. pannean – «болото», *pen – «влага, вода, сырость»). Но, также, пан – обозначение шамана, вождя и у древних коми.
Обратим внимание на атрибут царской власти – скипетр. Это древнейший символ, который употреблялся ещё фараонами. Считается, что первообраз скипетра – пастушеский посох, который переняли архиереи церкви как знак пастырской власти, а европейские государи заменили его укороченными жезлами. Однако в славянских языках (например польском и украинском) скипетр именовался берло, а это слово имеет отчетливую корневую основу «болото» (полабское слово birl означает «болото», литовское burlungis – «топкое место», древнеславянские слова «брлина» и «берлен» значат «лужа, болото», в польском языке «берлога» означает «грязь»). Следовательно «предком» скипетра следует считать не пастуший посох, а болотный шест.
Также можно обратить внимание и на слова, обозначающие царскую резиденцию
(дворец): palais (франц.), palace (англ.), palatium
(лат.), палаты (др.-руск.). Эти слова также присходят из «болотного»
латинского корня palus (а также итал. – palude). Такая
«болотная» этимология вполне соответствует реальному болотному расположению
царских резиденций.
В качестве примера можно привести
Вестминстер – исторический район Лондона, изначально располагавшийся
на болоте. Вестминстерский дворец был резиденцией английских королей,
а позже местом заседания английского парламента и Королевского Верховного
суда.
Еще один пример – королевский
дворец Турнель в парижском районе Мараис - «болото».
Московский Кремль расположился
на месте древнего урочища «Болото». И
т.д.
Шагом марш: болотные армейские традиции.
Выше мы убедились, что древние города располагались среди болот. И одной из основных причин расположения городов в болотистой местности являлось обеспечение безопасности обитателей города, поскольку топкие болота служили естественной преградой от вооруженных вторжений. Таким образом, если назревали военные действия, то они разворачивались на подступах к городу в болотистой местности. Соответственно, исходные воинские традиции должны быть связаны с болотом.
В этом плане очень любопытно происхождение воинской команды «Шагом марш». Поскольку слово «марш» в германских языках означает «болото» (например, англ. marsh), то и изначальный смысл этой команды имеет прямое отношение к болоту. Причем, термином «марш» обозначается особый вид болота, которому более всего присущ традиционный негативный имидж. Болота маршевого типа особенно коварны по причине наличия глубоких зыбких трясин, из которых трудно выбраться без посторонней помощи. Таким образом, воинская каманда «марш» (нем. Marsch, англ.march) могла означать команду на преодоление болота при ведении военных действий на подступах к «болотным» цитаделям. Обратите внимание, что по команде «шагом марш» военнослужащие идут особым строевым церемониальным шагом («прусский» или «гусиный» шаг). Стоит отметить, что правильное движение прусским шагом требует довольно продолжительной тренировки и огромных физических усилий. Что же послужило причиной появления такой странной армейской традиции идти именно строем и при этом «печатать» шаг? Все становится понятным, если представить, как отряд преодолевает болото – его бойцы вынуждены следовать строем «след в след» по разведанной безопасной траектории среди болот и при этом отчетливо ставить ногу в унисон друг другу, чтобы не оступиться в трясину. Таким образом, воинская команда «шагом марш» изначально имела смысл «шагай по болоту». Аналогичный же смысл был заложен и в такие понятия как «марш–бросок» и «маршрут». Понятно, что преодоление топких болот большой армией требовало особого организаторского умения у военачальника, поэтому высшее армейское звание «маршал» также связано с «маршем» (болотом).
А вот примеры военных операций на болотах в качестве иллюстрации роли болот в военной тактике:
Зимой 1238 года войска хана Батыя после неудачного похода на Великий Новгород повернули на юг. Они двигались на Смоленск со стороны Ельни. В начале апреля, не доходя 24 верст до Смоленска, монголы были задержаны девятиверстным болотом (Долгомостье). Началась оттепель. Болота растаяли. Хрупкий весенний лед ломался под копытами коней. Разведчики долго разыскивали дорогу к городу через болото и пытали пленных, доискиваясь безопасного пути к Смоленску. Только на вторые сутки местный бортник, не вытерпев страшных мук, указал тропу через долгомостьевское болото. Растянувшись узкой лентой, конница Батыя двинулась к городу, где у края болота уже стояли в боевом строю смоленские дружинники во главе с Меркурием. Разгорелось ожесточенное сражение. На помощь дружинникам поспешили жители города. Тумен Батыя повернул на юго-восток, к Козельску, а Смоленск был спасен от разорения [38].
Тактику франков по уничтожению противника на болотах описывает Григорий Турский
в своей «Истории Франков»:
«…Отсюда войско, окруженное большим количеством врагов, неудержимо
устремилось на открытую равнину, проход к которой франки оставили открытым.
Первыми погрузились в болотистую трясину всадники, они смешались с телами
животных и, падая, подавили друг друга. Даже пехотинцы, которых лошадь
не подминала под себя, застревали в тине и, едва высвободив ногу, снова
погружались. Те же, которые немного раньше с трудом выбрались из трясины,
в панике скрывались в лесах...» [39]
А вот фрагмент из «Истории» Феофилакта Симокатты, где он описывает события похода византийского полководца
(стратига) Приска и его подчиненного (таксиарха) Александра против славян:
«VIII… 9. На следующий день стратиг Приск велел воинам пойти вперед
на разведку и узнал, что вражеского войска на том месте нет. Поэтому
он поручил Александру, двинувшись дальше, совершить утром переход через
реку Иливакию. 10. Александр, перейдя через соседнюю реку, встретил
славян. Варвары, увидав военный строй ромеев, бежали в ближайшие болота
и дикие леса. Ромеи попытались захватить их там. 11. Но попав в эти
топи, они подверглись непреодолимому бедствию, и весь отряд погиб бы
целиком, если бы Александр как можно скорее не вывел ромеев из этого
болота. 12. Окружив это место, таксиарх Александр попытался предать
славян огню, но пламя, не имея сил разгореться вследствие влажности,
слабело и гасло. Эта попытка нападения не принесла Александру никакой
славы. 13. Однако среди варваров был один гепид, бывший некогда христианского
вероисповедания. Перебежав к ромеям, он пальцем указал на место, где
они могут пройти. Овладев этим проходом, ромеи одолели варваров...»
[40]
Традиция использовать болота для защиты города от вторжений была заложена еще в глубокой древности. В частности, историк Геродот описывает как царица Нитокрис создала искусственное болото в окрестностях древнего Вавилона: «После сооружения моста, когда выкопанное озеро наполнилось водой, царица велела отвести реку Евфрат из озера в старое русло. Таким образом, озеро превратилось в болото, для чего и было предназначено… Произвела же царица обе эти работы – именно сделала реку излучистой и обратила всю прокопанную местность в болото – не только для того, чтобы множеством излучин замедлять течение реки, но и затем, чтобы сделать речной путь в Вавилон более извилистым и, наконец, чтобы после плавания путешественникам нужно было делать еще большой объезд озера по суше. Эти работы производились в той части страны, где были проходы и самый короткий путь из Мидии. Целью этих мероприятий было затруднить мидянам проникновение в страну при торговых сношениях и не позволить им точно разузнать положение дел в стране» [41].
По поводу защитной функции болот существовала даже греческая пословица: «не трогай Камарины» («μη κìνει Καμαρìναν»). По преданию, жители древнего города Камарина в Сицилии хотели осушить одноименное болото и обратились за советом к оракулу, который отвечал им словами: «не трогай Камарины». Несмотря на это предупреждение, жители осушили болото – и таким образом очистили дорогу неприятелям, которые по осушенному болоту подошли к городу и взяли его [42].
Защищены болотами были и прусские земли. Хронист Галл Аноним в «Хронике и деяниях князей или правителей польских» говорит о Пруссии: «Земля же эта так укреплена озерами и болотами, как не была бы укреплена крепостями или городами, поэтому с тех пор никто не может ее подчинить из-за того, что никто не может с войском преодолеть столько озёр и болот». Также и у Адама Бременского о пруссах: «Будучи затеряны в непроходимых топях они не желают терпеть над собой никакого господина» [18].
Знаменитый Великий Луг, принадлежалщий Запорожской Сечи, именно по причине своей заболоченности был для казаков символом безопасности и воли. У донцов и запорожцев, писал один из авторов первой половины XVII века «надея и отуха вшелякая (всяческая надежда) есть вода». Расположение городков «среди воды» хорошо защищало казаков даже при слабых оборонительных средствах. «Причина житья в домах, полных воды, – отмечает С.Т.Пивоваров, – не иная, а именно та: неприятели... всегда выходили на грабеж весною, когда не было нужды давать коням сена и овса, а людям квартир, а весною-то станицы и затоплены водой, а у грабителей лодок не было». Неслучайно один из русских дворян, характеризовавший Махин остров, куда казаки вышли из Азова в 1642 г., как «невеликое место», тем не менее замечал, что там «около все вода, и от турских и от крымских людей мочно сидеть бесстрашно» [43].
Защитную функцию новгородских болот отмечает академик В. Л. Янин: «Избрав для жизни небольшую возвышенность у берегов Волхова, первопоселенцы Новгорода укрылись за реками и болотами от военных опасностей, и этот естественный щит верно служил в будущем»[44].
...........
Показать [развернуть] cписок использованной литературы
Список использованной литературы:
1. Сигизмунд Герберштейн. Записки о Московии. М. МГУ.
1988 (пер. А. В. Назаренко) Веб–ресурс: www.vostlit.info
2. Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. – М., Наука, 1976.
3. Монтэ П. Египет Рамсесов. М., Наука, 1989.
4. Andrzej Kempinski: Encyklopedia mitologii ludow indoeuropejskich.
Warszawa: Iskry, 2001
5. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х т.: Пер.
с нем. = Russisches etymologisches Worterbuch / Перевод и дополнения
О. Н. Трубачёва. — 4-е изд., стереотип. — М.: Астрель
6. Географическая поэма (Перевод С.П. Виноградовой) // Хрестоматия по
истории Древнего Востока. Ч. 2 / Под ред. акад. М.А. Коростовцева, д.и.н.
И.С. Кацнельсона, проф. В.И. Кузищина. М., 1980. С. 71—73
7. Страбон. География (в 17 книгах). Репринтное воспроизведение текста
издания 1964 г. М.: «Ладомир», 1994.
(Перевод Г. А. Стратановского)
8. Поспелов Е.М. Географические названия мира: Топонимический словарь.
— Издательство: М.: «Русские словари» Год: 1998
9. Янин В.Л. Очерки истории средневекового Новгорода. М., 2008.
10. Путевой дневник рагузского дворянина Франциска Гундулича… (пер.
К. Петковича)
// Путешествие из Вены в Москву в 1655 г. // Русский вестник, № 9. 1869
Веб–ресурс: www.vostlit.info
11. «Хронограф Дорофея Монемвасийского» Четыре повести о начале Москвы
Рукопись Государственного Исторического музея (Уваровское собр., № 670)
Веб–ресурс: www.krotov.info
12. Тихомиров М.Н. Древняя Москва. XII-XV вв. в сборнике Средневековая
Россия на международных путях. XIV-XV вв. Московский рабочий, 1992,
стр. 6 - 181.
13. Юрий Насимович Реки, озера и пруды Москвы. Веб–ресурс:http://temnyjles.narod.ru/Reki.htm#ogl
14. Франческо да Колло, Доношение о Московии. Итальянец в России XVI
века. М. 1996.
15. Ибн Русте «Дорогие ценности» // Кузьмин А.Г. «Откуда есть пошла
русская земля...»Москва, 1986,Издательство «Молодая гвардия»,
том II, сс. 566-568
16. Веб–ресурс:http://en.wikipedia.org/wiki/County_of_Flanders
17. Indogermanisches etymologisches Worterbuch 2 Bde. Francke: Bern-Munchen,
1959
18. Галл Аноним Хроника и деяния князей или правителей польских (пер.
Н. И. Щавелевой)
// Польские латиноязычные средневековые источники. Тексты, перевод,
комментарий. М. Наука. 1990. Веб–ресурс: www.vostlit.info
19. Rudolf Fischer. Onomastica slavogermanica. Uniwersytet Wroclawski.
2007. t. XXVI. 2007. str. 83. (http://en.wikipedia.org/)
20. Тамань // Твердый А. В. Топонимический словарь Кавказа.
21. Павел Иовий Новокомский Посольство от Василия Иоанновича, Великого
князя Московского, к папе Клименту VII–му (пер. М. Михайловского) //
Библиотека иностранных писателей о России. Т 1. СПб. 1836 Веб–ресурс:
www.vostlit.info.
22. Альберт Кампензе Письмо Альберта Кампензе к Его Святейшеству Папе
Клименту VII о делах Московии (пер. В. И. Cеменова) // Библиотека иностранных
писателей о России. Т 1. СПб. 1836 Веб–ресурс: www.vostlit.info
23. Георг Тектандр Путешествие в Персию через Московию (пер. А. И. Станкевича)
// Какаш и Тектандер. Путешествие в Персию через Московию 1602-1603
гг. М. Императорское общество истории и древностей Российских. 1896.
Веб–ресурс: www.vostlit.info
24. Евнапий Сардский Продолжение истории Дексиппа фрагмент 59 (Перевод
С. Дестуниса) Византийские историки (Дексипп, Эвнапий, Олимпиодор, Малх,
Петр Патриций, Менандр, Кандид, Ноннос и Феофан Византиец) Рязань, 2003.Веб–ресурс:
www.rusizn.ru
25. Корнелий Тацит. О происхождении германцев и местоположении Германии
(перевод А.С.Бобовича) // Корнелий Тацит. Сочинения в двух томах. Т.1.
Анналы. Малые произведения. Л., Наука, 1969.
26. Иордан. О происхождении и деяниях гетов. Спб. Алетейя. 1997 (пер.
Е. Ч. Скржинской)
27. Фризы. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. —
С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.
28. Адам Бременский Деяния архиепископов Гамбургской церкви (пер. В.
В Рыбакова) // Из ранней истории шведского народа и государства: первые
описания и законы. М. РГГУ. 1999
29. М. В. Горбаневский Москва: кольца столетий. Москва, КРПА Олимп,
2007
30. Книга истории франков //Das Buch von der Geschiche der Franken //
Quellen zur Geschichte des 7. und 8. Jahrhunderts. Ausgewaehlte Quellen
zur deutschen Gechichte des Mittelalters. Bd. 4a. Darmstadt. 1982 Веб–ресурс:
www.vostlit.info
31. Мифтахов. Курс лекций по истории татарского народа: Казань: КГПУ,
1998.
32. Седов В.В. Волынцевская культура. Славяне на юго-востоке Русской
равнины // Славяне в раннем средневековье. — М.: Научно-производительное
благотворительное общество «Фонд археологии», 1995.
33. Веб–ресурс: http://ru.wikipedia.org/
34. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. -
Спб., 1863-1866.
35. Татищев В. Н. Собрание сочинений. В 8 т. М.-Л., Наука. 1962—1979.
36. Веб–ресурс:http://academic.ru/dic.nsf/
37. Мухамадиев А.Г. Монетный двор Укека. Межрегиональная научно-практическая
конференция г. Саратов, март 2002 года.
38. И. Смирнов. Смоленск–город-герой, 1988.
39. Григорий Турский. История франков. (пер. В. Д. Савуковой) М. Наука.
1987
40. Феофилакт Феофилакт Симокатта. История. (пер. С.П. Кондратьева)
(Серия «Памятники средневековой истории народов Центральной и Восточной
Европы»). М., 1957.
41. Геродот История. Книга I. КЛИО, 185–186.
42. Камарина Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона.
— С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.
43. Королев В.Н. Донские казачьи городки. Донская археология, №1, 1999.
44. Янин В.Л. Берестяная почта столетий. – М.: Педагогика, 1979. – 128 c
Ссылки по иллюстрациям: www.fotokritik.ru; www.gonzoblog.ru;
www.silverwolf.ru