Андрей Леонов
Знак трех кругов
Одним
из наиболее распространенных символов цивилизации является так называемый
знак триединства, представляющий собой три круга или три полусферы,
соединенные в виде треугольника. Присутсвует этот знак повсеместно от
Древнего Египта и архаичной Греции до классической Японии. Этому
символу в свое время пристальное внимание уделил художник и мыслитель
Николай Рерих. Удивляясь его распространенности в различных культурах
и традициях, Рерих назвал этот символ «Знаменем Мира» и отметил: «Символ
этот имеет огромную древность и встречается во всем Мире, потому он
не может быть ограничен какой-либо сектой, организацией, религией или
традицией, а также личными или групповыми интересами, ибо представляет
эволюцию сознания во всех ее фазах». Также он отмечает неопределенность
символики этого знака: «в языческих культурах, будь то монголы,
народы Кавказа, скифы, славяне или финно-угры, символика знака не поддается
однозначной трактовке Несомненно одно: три точки не являются просто
орнаментальным мотивом, они представляют собой священный символ, точно
определить который уже невозможно» [1].
В 1929 году знак в виде трёх красных кругов заключённых в большую окружность
по инициативе Рериха утверждается в качестве символа Пакта Культуры
(Международного Соглашения об Охране Памятников Культуры).
О распространенности этого знака можно
судить уже из статьи Рериха.
Реpих
Н.К. «ЗНАМЯ МИРА»
Просят
собрать, где имеются знаки нашего Знамени Мира. Знак триединости оказался
раскинутым по всему миру. Теперь объясняют его разно. Одни говорят,
что это – прошлое, настоящее и будущее, объединенные кольцом вечности.
Для других ближе пояснение, что это религия, знание и искусство в кольце
культуры. Вероятно, и среди многочисленных подобных изображений в древности
также имелись всевозможные объяснения, но при всем этом разнообразии
толкований знак как таковой утвердился по всему миру.
Чинтамани – древнейшее представление
Индии о счастье мира – содержит в себе этот знак. В Храме Неба в Китае
вы найдете то же изображение. Тибетские «Три Сокровища» говорят о том
же. На знаменитой картине Мемлинга на груди Христа ясно виден этот же
знак. Он же имеется на изображении Страсбургской Мадонны. Тот же знак
– на щитах крестоносцев и на гербах тамплиеров. Гурда, знаменитые клинки
кавказские несут на себе тот же знак. Разве не различаем его же на символах
философских? Он же на изображениях Гесэр-хана и Ригден-Джапо. Он же
и на Тамге Тамерлана. Он же был и на гербе Папском. Его же можно найти
и на старинных картинах испанских, и на картине Тициана. Он же на старинной
иконе Св. Николая в Баре. Тот же знак на старинном изображении Преподобного
Сергия. Он же на изображениях Св. Троицы. Он же на гербе Самарканда.
Знак и в Эфиопии, и на Коптских древностях. Он же – на скалах Монголии.
Он же на тибетских перстнях. Конь счастья на Гималайских горных перевалах
несет тот же знак, сияющий в пламени. Он же на нагрудных фибулах Лахула,
Ладака и всех Гималайских нагорий. Он же и на Буддийских знаменах. Следуя
в глубины неолита, мы находим в гончарных орнаментах тот же знак.
Вот почему для Знамени всеобъединяющего
был избран знак, прошедший через многие века – вернее, через тысячелетия.
При этом повсюду знак употреблялся не просто в виде орнаментального
украшения, но с особым значением. Если собрать вместе все отпечатки
того же самого знака, то, быть может, он окажется самым распространенным
и древнейшим среди символов человеческих. Никто не может утверждать,
что этот знак принадлежит лишь одному верованию или основан на одном
фольклоре. Бывает особенно ценно заглянуть в эволюцию человеческого
сознания в самых разных его проявлениях.
Там, где должны быть охраняемы
все человеческие сокровища, – там должно быть такое изображение, которое
откроет тайники всех сердец людских. Распространенность знака Знамени
Мира настолько велика и неожиданна, что люди чистосердечно спрашивают,
был ли этот знак достоверным или он вымышлен в позднейшие времена. Нам
приходилось видеть искреннейшее изумление, когда мы доказывали распространенность
этого знака с древнейших времен. Теперь человечество в ужасе обращается
к троглодитному мышлению и предполагает спасать в подземных хранилищах,
в пещерах свое достояние. Но Знамя Мира именно говорит о принципе. Оно
утверждает, что человечество должно согласиться о всемирности и всенародности
достижений человеческого гения. Знамя говорит: «noli me tangere» – не
прикасайся – не оскорби разрушительным прикосновением сокровища мира.
24 мая 1939 г.
[2].
Впоследствии,
в 1935 году, во время монгольской экспедиции, Рерих опять встречает
знакомое изображение и отмечает «Скала монастыря Шара Мурена вся
усеяна синими знаками Знамени Мира. На черкесских клинках гурды тот
же знак. От монастыря, от священных предметов и до боевого клинка везде
тот же знак. На щитах крестоносцев можно его видеть, и на тамге Тамерлана.
На старинных английских монетах и на монгольских печатях - везде тот
же знак. Не значит ли эта повсеместность, что всюду о нем нужно вспомнить?
Не значит ли, что поверх отдельно народных обозначений всюду живут объединительные
и напоминательные знаки, лишь бы разглядеть их и запомнить твердо? Оба
условия: разглядеть и запомнить - одинаково нужны» [3].
В
дальнейшем находились все новые и новые проявления этого символа в культурах
разных времен и народов. Причем, помимо «классического» знака в виде
композиции из трех кругов, встречается и множество стилизаций, например,
слитное изображение кругов в виде трилистника. (Со многими примерами
употребления этого знака, зафиксированных исследователями, можно ознакомиться
в обзорной статье Е.Маточкина «Знак
Знамени Мира в искусстве Евразии и творчестве Н.К.Рериха», выдержки
из которой приведены на сайте)
Ниже
приведены некоторые иллюстрации, позволяющие составить впечатление о
всеохватности и стилистическом многообразии «знака трех кругов».
Илл. Три круга на каменной
пластине периода верхнего палеолита (около 30 тыс. лет до н.э.), найденной
на территории Хакасии (1), на петроглифах из Ирландии (2) и Пуэрто-Рико
(3)
Илл. Знак трех кругов на
керамике из Древней Греции (1,2) и Китая (3)
Илл. Три круга на шумерской
табличке
Илл. Три круга на украшениях
из Древнего Египта,Крита и Хакасии
Илл. Изделия, найденные на
территории Древней Руси (1), Мордовии (2), Хакасии (3)
Илл. Орнаменты на кельтском
кресте, японском кимоно и одеянии жреца из древней (Хараппской) Индии
Илл. Символика
шведского правителя Биргера Магнуссона (гравюра XVII века)
Илл. Орнаменты, украшающие
европейские соборы
Илл. Орнаменты на Каирской
мечети, Шаолиньском храме (Китай) и мавзолее династии Токугава (Япония)
Илл. Фламандский художник
Ганс Мемлинг (XV век) изобразил символ трех кругов на груди Христа
Илл. Символ трех кругов из
бисера в иконографии
Таким
образом, из приведенных примеров со всей очевидностью следует «ностратическая»
родословная «знака трех кругов», который распространился впоследствии
по всему миру. Остается вопрос – что же символизирует этот знак, и каков
его прототип? Версии о неких архетипических «возвышенно духовных» свойствах
самого этого знака, которые проявились независимо друг от друга в разных
культурах, на мой взгляд, совершенно несостоятельны. Напротив, этот
знак (как и многие другие символы), несомненно, пришел из общей «матричной»
ностратической протокультуры.
Показать [развернуть] cписок использованной литературы
Список использованной литературы:
1. Реpих Н.К. Листы дневника. М.: МЦР, 1995. Т. 2.
2.Баркова А.Л. Символика Знамени Мира Рериха (статья на сайте www.mith.ru)
3. Рерих Н. К. Пути благословения. Нью-Йорк: Алатас, 1924.
Copyright © Леонов А.А. 2010.