Колесо |
Андрей Леонов Многогранная символика колесаСимвол колеса со спицами – один из древнейших символов цивилизации. Этот символ присутствует на древних памятниках по всему миру: в Месопотамии, Индии, Центральной и Южной Америке, Галлии, Скандинавии, Древнем Риме, Византии, Руси, Монголии и т.д.
Илл. Древняя символика колес (археологические находки на территории Швейцарии (1), Урала (2), Израиля (3) Изначально (как и многие другие символы) колесо является атрибутом Богов, как, например, колесо у кельтского бога-громовержца Тараниса, который изображен бородатым исполином, в одной руке держащим колесо, а в другой дубину, олицетворяющую молнию, гром и небесный огонь. На изображениях индийской богини Кали также присутствует колесо, называемое калачакра (каlасаkra). Считается, что на калачакре как спицы в колесе закреплены всякие проявления живого дыхания мира. Знаменитой обладательницей колеса является римская богиня Фортуна, которая постоянно вертит небесное колесо, меняя времена года и судьбы людей. У этрусков эта Богиня носила имя Вортумна («Та, которая поворачивает год»). В христианской традиции существовали колеса-кресты, где изображение Христа было в виде спиц внутри колеса. (О многом говорит тот факт, что в древних бретонских альманахах день Рождества отмечался грубым изображением колеса). В буддийских монастырях Будда почитался как Царь колес. Илл. Колесо в руке у кельтского бога Тараниса Илл. Индийская богиня Кали со священным колесом Илл. Колесо бога Сварога Помимо атрибута Богов, колесо считается сакральным символом многих религиозных доктрин. Так, колесо, именуемое Дхармачакра («Колесо Закона») является главным символом буддизма. Также в индуизме, джайнизме и буддизме спицевое колесо несет мощную эзотерическую нагрузку, являясь символом Сансары («круговорота»), – так обозначается в этико-религиозной доктрине индийцев мирское бытие, связанное с цепью рождений и переходом из одного существования в другое.
Илл. Дхармачакра - «Колесо Закона» — символ дхармы, учения Будды о пути к просвещению, освобождению от кармических перерождений в сансаре (и символ учения Будды вообще) Шестиспицевое
колесо, спицы которого образуют монограмму Иисуса Христа, сделал своим
личным символом Римский император Константин Великий. После утверждения
в 325 году единоличной власти Константина, этот знак, который называется
лабарум, утвердился как боевое знамя императорских войск и стал символом
обозначения христианской веры в Византии. С этого времени он присутствует
на монетах вплоть до Присциния Аттила и далее у византийских императоров.
Илл. Лабарум – «колесо»-крест императора Константина Великого
Илл. Лабарум на византийском саркофаге и на саркофаге Ярослава Мудрого в соборе святой Софии в Киеве Символ колеса как ключевой элемент присутствует на некоторых современных национальных флагах и гербах.
Илл. Государственный герб Республики Индии с колесом Азока (которое носит имя древнего короля Азока, правившего в северной Индии в III веке н. э.) (1) , колесо, обвитое лентой на гербе Монголии (2), украинская монета с символикой в древнем стиле (3) Многообразное
воплощение нашла символика колеса в народных обрядах и поверьях. Символ колеса
являет собой очень многогранный символ, который за многотысячелетнюю
историю вобрал в себя множество смысловых значений, и в различных традициях
с ним связываются различные представления. Илл. Колесо богини Фортуны Таким образом, символика колеса имеет множество различных проявлений, которые так или иначе ассоциативно связаны со свойствами самого колеса. В том числе, колесо можно представить как солярный символ или символ невидимой небесной громовой колесницы. Но в истории этого символа есть некоторые любопытные моменты, которые позволяют предположить еще одну версию относительно истоков его возникновения. Символика юртового купольного колеса На взгляд автора,
некоторые аспекты символики колеса исторически восходят не к солнечной
символике, и не к транспортному колесу, а к жилищу кочевых народов Великой
Степи – юрте, конкретно к такому ее элементу как купольное колесо. В
монгольской традиции этот элемент юрты называется тооно и представляет
собой многоспицевое (часто восьмилучевое) деревянное колесо, которое
является одновременно окном, дымоходом и центральным конструкционным
элементом. Иначе это колесо называется хараач, а у народов Средней Азии
– шанырак. Отличие шанырака от тооно в том, что у колеса-шанырака внутренние
жерди соединяются крестообразно.
Илл. Тооно и шанырак – колеса для купола юрты Илл. Тооно – окно в небо в юрте кочевника Вместе с купольным колесом предметом культа у кочевников также выступает шест-бакан (длиною 2,5 – 3 м) с короткой развилкой на вершине, с помощью которого устанавливается это колесо. Помимо установки колеса, этот шест используется при установке различных деталей верха юрты: им поднимают верхний круг юрты, используют ежедневно при открытии тундика (кошма, закрывающая шанырак). Он также является и опорным столбом, упирающимся нижним концом в пол юрты, а верхним, имеющим развилку, в обод купольного отверстия. Но это не просто опорный шест, это еще и символ магической связи поколений и времен. Когда в семье рождается ребенок, на развилке шеста делается маленький надрез, и во время родов женщина иногда держится обеими руками за этот шест. До сих пор сохранились обряды и верования, связанные с баканом, который почитается как священный предмет. Илл. Всадник с колесом-шаныраком на шесте (юбилейная монета Казахстана) Таким образом,
вполне понятно как пара насущных в быту кочевников взаимосвязанных предметов
– колесо-шанырак и шест-бакан стали олицетворением кочевой жизни и приобрели
статус священных предметов. Теперь, держа в воображении эту картинку
– шест с развилкой на конце, а над ним спицевое колесо (многолучевое
тооно или крестообразный шанырак), обратимся к известным культовым обрядам
и символам разных народов, где, возможно, проявляется именна эта символика
колеса на шесте.
Илл. «Шанырак на шесте» на древних изображениях: алтарь Юпитера в Норике (1); готический символ в замке Локет (2); кельтский символ 500 г. до н.э.(3) Илл. Квадрига на Бранденбургских воротах («воротах мира») – главном символе Берлина.
Илл. 1) Древний германский символ – священный столб Ирминсуль; 2) группа немецких энтузиастов – почитателей древней символики Ирминсуля; 3) Установленный ими современный Ирминсуль Зачастую
в символике колеса на шесте присутствуют украшающие его обод ленты.
Например, на византийском лабаруме (также как и на лабаруме Ярослава
Мудрого) в обод колеса вплетена лента, украшенная на концах кистями. И эта деталь в виде лент с кистями в символике колеса имеет четкий прототип у юртового колеса «шанырака» с вполне практическими функциями: «С ободов внутрь юрты спускались тканые или плетеные узкие ленты, а в случае сильного ветра их привязывали к колу, вбитому в середине юрты. С купола свисали ленты для перевязывания жердей во время перевозок юрты. Эти ленты нередко заканчивались разноцветными кистями». Илл. Символика креста в круге
у сибирских кетов (на ободе закреплены ленты с кистями) Уже на доисторических изображениях отчетливо просматривается, что на повозках везут некое дополнительное колесо (см. рисунок ниже). Считается, что это солнечные колесницы, везущие диск солнца. Но, на мой взгляд, колесницы на древних изображениях транспортируют именно купольное колесо, – это ближе к историческим реалиям, чем странное солнце в виде креста. В частности, на изображении колесницы (рисунок а) видно, что это колесо именно купольное, поскольку от него отходят крепежные жерди (их часто так и перемещают, не вынимая из обода купольного колеса). Илл. Древние изображения повозок перевозящих купольное колесо (территория России) Илл. Уникальный мегалитический комплекс (подземный дольмен с дромосом) в Псынако-1. (Трехмерная реконструкция по 12-лучевой модели М.К.Тешева). Надкурганная кладка из камней очень похожа на купол юрты скупольным колесом в центре и лучами-жердями. Таким образом,
по многим параметрам символика колеса с шестом приводит к мысли, что
прототипом этой символики явились такие атрибуты кочевого уклада жизни,
как купольное колесо юрты и шест для его установки. Илл. Галисийское юртообразное жилище Таким образом, символика купольного колеса юрты является альтернативой общепринятой версии солнечного символа либо транспортного колеса повозок. Действительно, транспортное колесо – это движение, и повторение, – поэтому, вполне вероятно, что именно с транспортным колесом связана символика Солнца, символика колеса Сансары, символика «Колеса Фортуны» и прочая символика, где прослеживается идея кругового движения. Но, купольное колесо-шанырак – это не транспортное колесо. У него изначально совсем другая функция, не связанная с транспортным колесом. Это опорная конструкция для крепления купольных жердей (уыков или уни) к раздвижной решетчатой основе юрты (кереге). Купольное колесо круглое не потому, что его стремились уподобить диску солнца, а потому, что круглая конструкция юрты наиболее устойчива к ветрам. А поперечные спицы на купольном колесе-шаныраке конструктивно нужны для того, чтобы на них располагался тундук – кошма, закрывающая шанырак во время дождя. Следует
учитывать и тот факт, что иногда символ колеса имеет негативную окраску,
являясь атрибутом злых сил. Например, в славянских народных поверьях
колесо имело свойства оберега, но одновременно считалось демонической
ипостасью ведьм и колдунов и средством передвижения нечистой силы. В
частности, ключевым пунктом купальского обряда является символическое
уничтожение ведьмы, когда символизирующий ведьму ритуальный предмет
(старые колёса, метлы, бороны, чучело и т. п.) сжигали, сплавляли по
воде, выбрасывали в канавы, ямы, болото, разрывали на части, забивали
камнями, удаляли за пределы жилого пространства, за границы села, отпугивали
при помощи ритуальною шума, выстрелов и т. п. При этом, наиболее типичный
способ уничтожения ведьмы – сожжение на костре ритуальных предметов,
связанных именно с колесом и шестом: воткнутых в землю шестов, палок
с укрепленными на них колесами, рогатин, увешанных венками, посаженного
на шест чучела, укрепленных на шесте пучков веток, цветов, зелени, и
другое. С ними участники обряда обходили село, устраивали хороводы и
игры, после чего их уничтожали.
Илл. Обрядовое колесо славян (музей этнографии народов России)
Илл. Шаныраки на флаге Киргизии (1), и на гербе Казахстана (2) Но, в целом, по прошествии значительного периода времени (особенно у древних кочевников-мигрантов, ассимилировавшихся в другие культурные традициии или сменивших бытовой уклад) изначальный смысл юртовой символики, конечно, уже улетучился и остался просто древний символ как отвлеченный знак передающийся по традиции из околения в поколение:
Илл. Илл. Символ
креста в круге: готские древности, Крым (1); символ hjulkors, Дания
(2); символ на дольмене Северный Кавказ (3) Со временем , знак подвергался стилизации:
Илл. Коптский символ (1) похож на символику «Kreuz im Lorbeerkranz» («крест в лавровом венке») Карла Фридриха Шинкеля на Берлинской квадриге (2) или на монументе Kreuzberg его же авторства (3) География купольного колеса, возможно, распространилась и на Америку. Так, на изображении мексиканского бога Кецалькоатля, в его руке мы видим колесо–«шанырак», обод которого украшен ленточками. При этом, даже лучи креста расширяются к ободу, так же как на Берлинской «квадриге» или коптском кресте. Илл. Изображение бога ацтеков Кецалькоатля с символикой креста в круге Символика креста в круге представлена на эмблемах современных международных организаций:
Илл. Эмблемы блока НАТО (1);
блока ОДКБ (2); флаг организации «Паневропейский союз» Таким образом, символика колеса на шесте по многим аспектам может соотносится с древней юртовой символикой кочевников, но, помимо этого, еще некоторые европейские традиции имеют, на мой взгляд, явное тяготение к юрте. Другие традиции, связанные с юртой Исходя из общности «юртовой» символики европейских и азиатских кочевых народов, выплывают даже совершенно неожиданные вещи. Так, в кочевой традиции, во время родов в юрте, женщина держится обеими руками за опорный шест-бакан с привязанными к нему ремешками. Скорее всего, и в Европе сохранились отголоски этой кочевой традиции, но (из-за смены уклада жизни) вульгаризировались и трансформировались в ... стриптиз около шеста. В русском языке хорошо известно выражение «всяк сверчок знай свой шесток». Шестком называется площадка перед устьем русской печи. Но почему эта площадка называется именно словом шесток, другое значение которого «жердочка, перекладина для ночевки птиц; насест» – то есть, по сути шест. Ответ на этот вопрос кроется, опять же, в устройстве юрты, где именно на площадке перед очагом устанавливался центральный опорный шест. Получается, что конструктив русской избы кардинально изменился, но сакральное «юртовое» название осталось. В скандинавском сочинении (известном под условным названием «Описание земли I») присутствует описание скандинавской традиции установки «домового столба»: «Говорят, что Торфрид Карлсефни вырубил домовой столб и поехал затем на поиски Винланда Доброго, и прибыл в ту землю...» Комментаторы
текста отмечают, что «домовым столбом» назывался центральный
столб дома, который устанавливался около очага, чтобы поддерживать крышу,
и имел сакральное значение. «По «Книге о заселении земли» (Landnamabok)
известно, что переселявшиеся в Исландию норвежцы брали с собой эти столбы
как символ домашнего очага, у берегов Исландии выбрасывали их в море
и высаживались в том месте, где столб вынесло на берег. Упоминание о
том, что Торфинн взял с собой столб, свидетельствует о его намерении
не только осмотреть новые земли, но и поселиться на них». Такая же «столбовая» традиция наблюдается и в Азии. Известно, например, что сакрализация освоенной местности у кочевых монголов отмечалась с помощью куч камней (обо), в которые втыкался шест. Эти монументы, возводимые в честь местных духов-хозяев, располагали на приметных местах в центре освоенной территории. Тем самым, они служили своеобразными маркерами родовой, а позднее этнической, территории. Вероятно, что именно «столбовая» традиция послужила прототипом таких городских сооружений как столпы, колонны, башни, ратуши, которые возводились в центре города также как своеобразный символ освоенной территории. В связи с этим, особый интерес представляет знаменитая наклонная Пизанская башня. Раньше считали, что наклон башни являлся частью проекта, но сейчас «эта версия представляется маловероятной». А, на мой взгляд, как раз наоборот, именно наклон башни изначально являлся главной изюминкой проекта. Подтверждение этому опять-таки в конструкции юрты. Дело в том, что центральный опорный столб в юрте (если он один) устанавливается именно под углом, поскольку в самом центре под отверстием купола располагается очаг. «Если юрта осмысляется в мифологии как модель вселенной, то шест-бакан — это мировая ось. Бакан – символ устойчивости и благополучия дома. Если баканов два или четыре, то они стоят вертикально, а если бакан один, – он стоит под углом к земле». Возможно, зодчие, возводившие Пизанскую башню, ориентировались на сакральную традицию, уходящую древними корнями в архитектуру юрты, и стремились центральную башню-«бакан» города также расположить под углом. Если это так, то тогда возведение Пизанской башни надо рассматривать как «высший пилотаж», а не как ляп строителей. Естественно, что Пизанская башня далеко не уникальна – в мире насчитывается не один десяток наклонных центральных башен. Поэтому, этот стиль логично отнести к древней сакральной символике, воплотившейся в архитектурной традиции Средневековья. Показать [развернуть] cписок использованной литературыСписок использованной литературы:1. Виноградова Л. Н. статья «Колесо»
в Славянская мифология. Энциклопедический словарь. С. 47, Изд. 2-е.
– М.: Междунар. отношения, 2002. – 512 с. Copyright © Леонов А.А. 2009. |