Megamatrix.ru → Этногенез → Русь
Андрей ЛеоновРуги, лемовии, ободриты, росы
В I веке древнеримский историк Тацит в трактате «Германия» кратко упоминает два схожих соседних народа – ругиев и лемовиев, обитающих на побережье «Океана» к востоку от Ютландского полуострова вплоть до местообитания эстиев (то есть, это южное побережье Балтийского моря):
«Далее, у самого Океана, — ругии и лемовии; отличительная особенность всех этих племен — круглые щиты, короткие мечи и покорность царям» [1]
Что это за народы, ругии и лемовии, каков смысл их наименований, возможна ли взаимосвязь с другими этносами – об этом кратко, практически эскизно, в этой статье (с изложением собственных версий автора)
Лемовии
Народ Лемовии (Lemovii) упоминается только Тацитом. Насчет названия лемовиев в западной литературе практикуется версия, что оно происходит из германских словоформ с обобщенным значением «лай» (beller) [2]. Однако, на наш взгляд, вполне очевидна связь этого названия с германским словом "лем" (нем. lehm, древнесаксонское lēmo) со значением «глина». Можно предположить, что это название лемовии получили по характерному для них способу строительства жилищ из прутьев, обмазанных глиной.
Достоверность такой этимологии подтверждается сообщением греческого географа Птолемея (II век) о народе «рутиклеи» (Ῥουτίκλειοι). Историки пытаются представить это имя как ругиклеи (через букву "г") и, тем самым, связать это название с ругами. Однако, название «рутиклеи» совершенно прозрачно трактуется из германских языков как композит «рут» + «клей», где «рут» (Rute ← Ruthe) означает «прут, жердь», а «клей» (cley ← clay, klei) означает «глина, клей». Таким образом, «рутиклеи» означает «прутья + глина». Это название отражает типичную технологию строительства жилых помещений, известную в Северной и Центральной Европе как «фахверк» (или «флехтверк»), а также как «Wattle and daub». Вероятно, лемовии-рутиклеи практиковали этот метод строительства, отчего и получили свое название.
Куда же исчезли античные лемовии в Средневековье? А они никуда не исчезали, просто получили другие «переводные» названия из латыни и от славян с тем же самым смыслом – «глина». По латыни «глина» – lutum, соответственно, в латиноязычных источниках лемовиев стали называть lutici («лютичи»).
Известен был в Средневековье также народ под именем «глиняне» (в разных фонетических вариациях: Glinianie, Linianie, Gliwianie, Liwianie). Возможно, что это часть тех же самых лемовиев, которая примкнула к своим соседям ободритам (хотя позднее конфликтовала с ними, как и лютичи).
Руги
Подобно тому как народ лемовиев фигурирует на страницах истории под разными «переводными» именами (как мы полагаем), рассмотрим подобным образом и их соседей ругов.
В отличие от лемовиев, о ругах кое-что известно и после их первого упоминания Тацитом.
Так, в V веке н. э. в области современной Австрии руги основывают королевство известное как Ругиланд. Также активно они проявляют себя в Италии в середине VI века.
Раннесредневековый писатель Иордан сообщает о поселениях ругов в Восточной Фракии (Бицции и Аркадиополе) [3]. И позднее имя ругов продолжает употребляться в европейских источниках вплоть до XII века, в частности, применительно к древней Руси.
Значение имени ругов большинством лингвистов уверенно связывается со словом «рожь», которое в германских языках представлено корнями ′rug′, ′rog′, ′ryġ′ (др.-исл. rugr, др.-сакс. roggo, др.-англ. ryġe и т.п.). И это сопоставление вполне оправдано исходя из исторического контекста, поскольку на территориях, которые занимали руги, культивировалась рожь.
Необходимо, в связи с этим, сказать несколько слов о таком злаке как рожь.
Рожь – уникальная культура Севера
В древние эпохи у южных земледельцев рожь известна преимущественно как сорняковое растение в посевах пшеницы.
Невысокого мнения о вкусовых качествах ржаного хлеба были римляне. Например, читаем у Плиния: Таврины у подножья Альп называют рожь Asia. Это наихудший хлеб и употребляется в пищу только с голода
[4].
Хотя у ржи как зерновой культуры имеется ряд недостатков, вместе с тем рожь растет быстрее и лучше противостоит холодам, чем пшеница. В частности, широкое распространение рожь получила именно в северной Германии, причем, как считают некоторые исследователи, под влиянием славян. В раннее Средневековье она особенно была распространена в районах, заселенных славянами – в Гольштейне, Мекленбурге, Бранденбурге, Саксонии и Силезии [5].
Руги и руяне
Непосредственным фонетическим и семантическим аналогом этнониму руги, употреблявшемуся по отношению к древним германцам, является этноним руяне (герм. Ranen, Rujanen), которым называли средневековых славян, населявших современный остров Рюген (лат. Rugia) и прилегающую материковую часть. Небольшое фонетическое различие этнонимов руги и руяне объясняется вариативностью звуков g / j в нижненемецком языке, (также как и название ржи, из которого выводится этноним руги, переходит, например, из древнеанглийского ryge в английское rye).
Считается, что славяне-руяне начали расселяться на острове Рюген примерно в VII веке, спустя длительное время после переселения германцев-ругов в Паннонию во время Великого переселения народов и, соответственно, переняли имя германцев-ругов, поселившись на их территориях.
Однако, археология острова Рюгена преподнесла некоторые загадки для исследователей.
Прежде всего, по анализу пыльцы, выяснилось, что не было никакого перерыва в заселении острова. Как отмечает Йоахим Херрман:
Согласно данным анализа пыльцы, на Рюгене до конца VI или даже VII века должны были сохраняться островки германского населения, где должна была произойти встреча старожилов с новоприбывшими славянами
[6].
При этом, озадачены были археологи и керамикой, которая является одним из основных этнических маркеров. Не было найдено ни типичной германской керамики VI или VII века, ни типичной славянской керамики этого периода. Керамика, которой пользовались обитатели острова принадлежит к фрезендорфскому типу, которая на фоне соседней суковской или пражской, выглядит гораздо более совершенной, и на этом основании датируется поздней эпохой (IX-XI века).
Наиболее же озадачивающим фактором для археологов явились так называемые «рюгенские чаши», которые оказались аналогичными керамике Южной Моравии той эпохи, когда на Среднем Дунае преобладали германские племена. Из этого факта следует вполне логичный вывод сформулированный Йоахимом Херрманом:
…Другая часть чаш по форме, делению и украшению подходит к южно-моравской керамике эпохи Великого переселения народов (Tejral, 1976). В этой области во второй половине V столетия, до 487 года, проживало племя ругиев… Я считаю возможным предположить, несмотря на приведённые оговорки, что так же как и часть разбитых герулов ушла назад в Скандинавию, также и часть ругиев взяла путь на север и осела на острове Рюген, дав ему своё имя, которое впоследствии было перенято славянскими пришельцами, и население которого называли впоследствии ругины (Rugini около 700), руяне (Rugiani 1114) и раны (Rani)
[6].
Таким образом, специфика археологии Рюгена позволяет говорить о том, что на южной Балтике, в славянскую эпоху могло иметь место совместное проживание потомков античных ругов, пришедших из центральной Европы и славян-руян.
Ободриты
Ободритами называли средневековую конфедерацию западных славянских племен, населявших территорию к востоку от нижнего течения Эльбы (что примерно соответствует территории современного Мекленбурга, восточного Гольштейна и северо-восточной части Нижней Саксонии в Северной Германии). В этот союз племен входили собственно ободриты, варны, вагры и полабы
Этимология названия «ободриты»
Ученых-историков давно занимает вопрос о значении названия «ободриты». Разброс мнений по этому вопросу достаточно широк. Предполагалось, что название могло быть патронимом (т.е. связанным с неким легендарным предком) типа гипотетического «Ободра» (Л Нидерле). Версия П. Шафарика, предложившего неких «бодричей», также как и патронимическая версия, не подкреплена никакими источниками. Предлагались различные другие варианты, например, от славянского *ob(ъ)dеrti «обдирать, огрaбить» в значении племени «грабителей» (О.Н. Трубачёв), или из греческого «apatrides» – «безродные» (H. Kunstmann), или от древнего индоевропейского обозначения воды «водор» (Krogmann). Многие другие исследователи полагают, что название племени образовано от реки Одер, то есть ободриты «жители по берегам Одера» [7].
Ободриты и преденеценты
Любопытно, что в средневековом источнике «Анналы королевства франков» (в записи за 824 год) указано, что ободриты повсюду назывались также преденецентами (Praedenecenti):
«824… Кроме того он позволил, чтобы тотчас же пришли послы ободритов, которые повсюду называются преденеценты и, будучи соседями болгар, населяют прилегающую к Дунаю Дакию» [8].
При этом, ранее по тексту (в записи за 822 год) сообщалось, что посольство преденецентов присутствовало на приеме у императора наряду с посольством ободритов (то есть, ободриты и преденеценты – это две ветви одного и того же народа):
«822… На этом собрании он выслушал направленные к нему с подарками посольства [от] всех восточных славян, то есть ободритов, сорабов, вильцев, богемов, моравов, преденецентов и авар, находящихся в Паннонии» [8].
Этимологии названия преденеценты
По поводу этого другого названия ободритов также существуют различные мнения. Например, согласно О.Н. Трубачёву, (в дополнение к его указанной выше версии ободритов-«грабителей») «Praedenecenti» могут быть латинским переводом славянского глагола *obfa)drati – «ободрать, ограбить». Аналогичная версия у Имре Боба и Павла Георгиева (название связано с латинским praeda – «добыча»). Васил Гюзелев полагает, что имя преденецентов образовано от древнеболгарского pred'n čdi со значением «ведущая, благородная семья». Идея Габора Векони заключается в том, что преденеценты – это транскрипция со славянского «при [реке] Донце» [9].
Кратко обозначив основные существующие этимологии, предложим собственную версию происхождения названия ободритов – преденецентов.
Версия: ободриты как «клон» античных ругов
Слово Praedenecenti, со всей очевидностью, имеет признаки латинского словосочетания и, таким образом, проистекает из книжной средневековой латыни, характерной для франков и других народов вовлеченных в орбиту латинской письменности. Это слово-композит может быть представлено следующим образом:
Prae + dene + centi
Подберем из латыни подходящие значения составных частей слова применительно к территориальному аспекту:
«Prae» – в латыни имеет значение «нахождения впереди чего-либо»;
«dene» – скорее всего (как следует из контекста «Анналов») означает Данию (у древних северных германских народов (англов, саксов, фризов) название народа данов произносилось через «е» в форме «dene»).
Соответственно, название имеет смысл «centi, обитающие перед Данией». Это соответствует географическому местообитанию союза ободритов, которые для франков начала 9-го века обитали как раз перед Данией.
Однако, остается вопрос, что означает слово centi, которое является корневым словом, и, соответственно, ключом к термину Praedenecenti?
После некоторых изысканий, наиболее логичным показалось латинское слово centenum со значением «рожь» (от которого и современное исп. centeno). Слово centenum является латинским эквивалентом слову secale, повсеместно употребляемому в классификациях для обозначения ржи. В эдикте Диоклетиана говорится: «centenum sive secale» («centenum, или же рожь»). При этом, учитывая, что Praedenecenti было народным названием (vulgo vocantur), франки, видимо, использовали форму слова из народной латыни – centẽo (подобные слова сохранились в романских языках, наследниках народной латыни: порт. centeio, галис. centeo).
Принимая во внимание, что название «руги» в германских языках обозначает «рожь», приходим к выводу, что слово centi могло являться латинской семантической калькой германского этнонима руги.
Таким образом, термин Praedenecenti мог означать на средневековой латыни «руги [которые]перед Данией».
Подтверждением версии «ободриты-руги» является и то, что, помимо Балтийского региона, в «Анналах» фигурирует другая ветвь ободритов на Дунае по соседству с Болгарией, где ранее, как сообщает раннесредневековый писатель Иордан, обитали античные руги. Балтийские руги, согласно повествованию Иордана, были вытеснены готами с побережья Балтики и мигрировали в Паннонию, где попадают под власть гуннов. После того как гунны и их союзники были побеждены в битве при Недао, руги, по сообщению того же Иордана, испросили у Империи разрешения поселиться в Восточной Фракии (поселениях Бицции и Аркадиополе), то есть, как раз по соседству с будущей территорией болгар, откуда, согласно «Анналам королевства франков» пришло посольство от дунайских ободритов.
Таким образом, анализируя семантику этнонимов ободритов-преденецентов, исходя из их местообитания как на Балтике так и рядом с болгарами, можно полагать, что франки отождествляли ободритов с античными ругами, которые также были известны и на Балтике и во Фракии.
Версия:ободриты-«молотильщики»
Наименование ободритов известно в различных формах. Ранние формы (в анналах франков) записывались с начальной буквой «А» и буквами «t» или «d» в середине (Abotriti, Abodriti), с середины IX века (в письме императора Лотаря) появляется форма с начальной «О» (Obodritos), позднее у Адама из Бремена и Гельмонда из Босау встречаются соответственно формы Obodriti и Obotriti.
Название Abotriti можно представить как композит из латинского языка «abo + tritus», в значении «обмолоченный». (Из слова tritus также выводится и латинское название пшеницы – triticum). Вместе с тем, возможно и славянское происхождение этнонима от слова «обдирать», как процесс обмолота зерновых или технология обработки конкретно семян ржи, которая и до нашего времени называется «обдирная».
Оба варианта предполагают сходное значение этнонима ободриты как «молотильщики зерна».
(Этот вариант интересен, в частности, тем , что в гомилии византийского патриарха Фотия употребляется термин «молотильщики» с намеком на русов, напавших в 860 году на Константинополь).
Почему «центы», а не руги?
Возникает вопрос, почему же франки не использовали прямое германское наименование ругов, а применяли латинский эквивалент? Можно предположить, что франки этнически разделяли античных ругов и славян, которые впоследствии расселились на территории ругов, и по этой причине видоизменили название. Но само соотнесение с ругами говорит о том, что в состав славян-ободритов влилось и ассимилировалось некоторое количество античных ругов, занимавших видное (или даже ведущее) положение в социуме.
Русь и руги-ободриты
В средневековой латиноязычной литературе этноним «руги» применялся также и к Руси.
Например, в «Продолжении хроники Регино из Прюма» Адальберта Магдебургского русская княгиня Ольга называется королевой ругов (reginae Rugorum). В хронике Роджера Ховеденского написано об Эдварде Изгнаннике, что тот «бежал из этой земли в землю ругов, которую мы называем Руссией» (terra rugorum, quam nos vocamus Russeiam). Гийом Жюмьежский, сообщая о свадьбе французского короля Генриха I и дочери Ярослава Мудрого Анны, писал, что Генрих женился на дочери короля ругов [10].
Подобное сопоставление Руси с ругами может означать, что на Руси тоже культивировалась рожь, откуда и аналогичное название. Однако в древнерусской «Повести временных лет» имеется фрагмент, который позволяет напрямую сопоставить русов с античными ругами. Летописец приводит слова князя Святослава, когда тот подчинил себе восточную часть Болгарского царства:
«Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае, ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли – золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха, и воск, мед и рабы» [11].
Хотя историками не установлено однозначно местонахождение Переяславца на Дунае, вместе с тем, упоминание в византийских летописях в связи русами Святослава таких городов как Доростол и Аркадиополь позволяет говорить о том, что это именно та же самая местность в Восточной Фракии куда некогда испросили разрешение поселиться античные руги после битвы при Недао.
Таким образом, расположение ставки древнерусского князя Святослава в местности некогда занятой античными ругами, позволило средневековым авторам связать русов с ругами.
Причем, вполне возможно, что древние росы являются потомками фракийских и/или балтийских ругов, некогда мигрировавших на территорию будущей Руси. Об этом может свидетельствовать и сам этноним «рос», под которым древние русы были известны византийским грекам и франкам. Возможно, что этноним руги, означавший «рожь» был несколько переозвучен соседями древних росов финноуграми. Так, например , в мордовском (эрзянском) языке слово «рожь» звучит как «рос». И сами древние мордвины были известны как «Пургасова Русь», то есть были вовлечены в «кластер» древних росов.
При этом название «рос» известно с давних времен. Еще Иордан указывал на такой народ как росомоны. Это название может иметь финноугорскую основу «рос + маа» в значении «территория росов (ржи)» (по аналогии с названиями других народов: муро-ма, неро-ма, суо-маа), к которой добавлен суффикс собирательности –н.
Резюме
Таким образом, полагаясь на лингвистические выкладки в их увязке с историческим контекстом, можно предполагать, что античные руги, упомянутые еще в I веке Тацитом, не сошли полностью с исторической арены в позднеримскую эпоху, растворившись в других народах, а продолжали существовать под именем ободритов северных и придунайских. При этом, какая-то часть балтийских ругов-ободритов могла мигрировать на восток и дать свое название Ладожско-Новгодской Руси (Рюриковской). Южная же ветвь придунайских ругов-ободритов могла мигрировать в Причерноморье основав Тьмутараканскую Русь и Киевскую (до-Олегову) Русь.
Показать [развернуть] cписок использованной литературы
Список использованной литературы:
1. Корнелий Тацит. Сочинения в двух томах. Т.1. Анналы. Малые произведения. О происхождении германцев и местоположении Германии. Л., Наука, 1969
2. Rudolf Much: Der Germanische Osten in der Heldensage. In: Zeitschrift für deutsches Altertum und deutsche Literatur. 57, 1920
3. Иордан. О происхождении и деяниях гетов. Спб. Алетейя. 1997
4. Плиний Старший. Естественная история. Книга XVIII. Интернет-ресурсы: https://penelope.uchicago.edu; http://annales.info
5. The Cambridge Economic History of Europe. (Second edition, Edited by M. M. Postan) volume I, S 163, Cambridge University Press, 1966
6. Joachim Herrman , Dieter Warnke - Ralswiek auf Rügen, Teil II : Kultplatz, Boot 4, Hof, Propstei, Mühlenberg, Schlossberg und Rugard, 2008, Интернет-ресурс: https://nap1000.livejournal.com/19077.html
7. Интернет-ресурс: https://de.wikipedia.org/wiki/Abodriten
8. Анналы королевства франков. (перевод Волынец А.)
По изданию: Annales regni Francorum inde ab a. 741 usque ad a. 829, qui dicuntur Annales Laurissenses maiores et Einhardi. MGH, SS. rer. Germ. Bd. 6. Hannover. 1895
9. Интернет-ресурс: https://en.wikipedia.org/wiki/Praedenecenti
10. Интернет-ресурс: https://ru.wikipedia.org/ статья «Руги»
11. Повесть временных лет (Подготовка текста, перевод и комментарии О. В. Творогова). Интернет-ресурс: http://lib2.pushkinskijdom.ru
Примечание
В этой статье предложена версия «руги-ободриты-росы». Однако, проблематика происхождения Руси слишком многогранная, чтобы полагаться только на какую-либо одну версию в качестве единственно верной. Поэтому в авторской коллекции имеются и другие версии:
Гардарики-Русь-Рутения - "Страна плетней"
Варязи - «красный» народ
Идентификация варягов: Курши