Megamatrix.ru → Этногенез → народы Турана
Андрей ЛеоновПотомки «туранцев» в европейском этногенезе: от саков до фрягов
Народы скифского Турана (фрагментарный портрет)
За этой рекой [Яксартом/Сырдарьей]
живут скифские народы.... Их племенам нет числа…
(Плиний)
Скифские племена Турана, по мнению Плиния неисчислимы, поэтому выделим
среди них только некоторые, наиболее известные из античных источников
народности, чтобы иметь представление о скифско–сакской сообщности.
Сведения о туранских племенах Центральной
Азии известны из персидских и греко–римских источников (некоторые параллели
проводятся также с этносами, известными из китайских источников).
В Авесте, в качестве наиболее заметных племен древнего Турана, названы:
собственно сами Tura/туранцы (которые противопоставляются Airya/ариям),
Daha (очевидно, поздние дахи) и Sairima (возможно, предки сарматов).
Позднее, в персидских источниках упоминаются только такие народы, как
саки (различные группы) и дахи.
В греко–римских источниках фигурирует гораздо большее число народностей.
При этом необходимо иметь в виду, что
воссоздать общепризнанную убедительную реконструкцию исторической
картины раннескифской истории до сих пор не удалось
(Д.С.Раевский).
Соответственно, ниже приведены только выборочные фрагментарные сведения
из обширной и многогранной литературы по этому вопросу и некоторые гипотетические
выкладки.
Саки
Саки – азиатские скифы
Саки (др.-перс. Saka) – сообщность кочевых и оседло–кочевых восточноиранских племен.
По свидетельству Геродота, саки – это
персидское наименование всех скифов:
Это то племя (оно было, собственно, скифским) называли амиргийскими
саками. Персы ведь всех скифов зовут саками
(Геродот. История.
Кн. VII, 64 [1]).
Страбон приводит такое же мнение (со
ссылкой на историка Эфора, который приводит строчки из поэта Херила):
Саки, пасущие агнцев, рождением – скифы; живут же в Азии хлебом
обильной. Хотя и номадов потомки, но непорочных людей…
(Страбон. География
XI, VIII,4 [2]).
Арриан считал саков азиатскими скифами:…саки, – это скифское племя из тех скифов, которые живут в Азии
((Арриан. Поход Александра.III,8 [3]).
Плиний Старший также относит саков
к скифским народам:
По ту сторону [Яксарта] живут скифские народы. Персы называют их
всех саками по имени ближайшего племени, а древние — арамиями
[4].
В персидских надписях упоминаются различные группы саков (из них некоторые параллельно у Геродота):
Саки-тиграхауда – «в остроконечных шапках» (5-ый столбец Бехистунской надписи, надпись Дария из Суз, надпись Дария из Накш-и Рустама, в надписи Ксеркса из Персеполя и «ортокорибантии» («острошапочники») у Геродота);
Саки-хаомаварга – «варящие хаому» (надпись Дария в Сузах, надпись Дария из Накш-и Рустама, в надписи Ксеркса из Персеполя и «амиргийские» саки у Геродота);
Саки-парадарайя – «которые за морем (за рекой)» (В надписи Дария из Накш-и Рустама);
Саки-парасугудам – «за Согдианой» (в надписи Дария из Хамадана)
Геродот так описывает одежду и вооружение
саков:
…Саки же (скифское племя) носили на головах высокие островерхие
тюрбаны, плотные, так что стояли прямо. Они носили штаны, а вооружены
были сакскими луками и кинжалами. Кроме того, у них были еще сагарисы
– [обоюдоострые] боевые секиры…
(Геродот. История. Кн. VII, 64
[1])
*Обратим внимание на оружие саков – обоюдоострые боевые секиры, которые позднее отмечаются византийскими авторами как характерный атрибут варангов.
Ашкуза и Сакасена
В ассирийских источниках саки именуются
Ашкуза/Ишкуза (ассир. (A)š-ku-za-a / (I)š-ku-za-a) [5].
Первые сведения о народе Ишкуза в ассирийских клинописных источниках
относятся к 70-м годам VII в. до н.э., когда они в союзе с маннейцами
и мидянами выступают против Ассирии. Примером клинописного свидетельства
о саках–скифах является запрос царя Асархаддона к оракулу бога Шамаша
по поводу сватовства к его дочери скифского царя Партатуа (у Геродота
он назван Прототием).
В древне-еврейских источниках упоминается
похожее название – «Царство Ашкеназ», которое вместе с Урарту и Манной
подвластны Мидии:
Поднимайте по всей земле знамена, средь народов в рог трубите,
на войну с Вавилоном освятите народы, созовите против него царства -
Арарат, Минни, Ашкеназ - полководца против него пошлите, коней соберите,
что тучу саранчи! На войну с Вавилоном освятите народы, царей Мидии,
владык ее и наместников, всю подвластную им землю
(«Книга Иеремии»
51:27, 51:28).
Появление саков–скифов в Азии отражено
и в трудах античных авторов Геродота и Страбона.
Геродот повествует о скифах, которые, якобы, преследуя киммерийцев,
сбились с пути и вторглись в Мидийскую землю во времена царя Увахшатры
(греч. Киаксара):
…Скифы вытеснили киммерийцев из Европы и преследовали их в Азии,
а теперь вторглись в Мидийскую землю…
и другой фрагмент:
Известно также, что скифы в погоне за киммерийцами сбились с пути
и вторглись в Мидийскую землю. Ведь киммерийцы постоянно двигались вдоль
побережья Понта, скифы же во время преследования держались слева от
Кавказа, пока не вторглись в землю мидян. Так вот, они повернули в глубь
страны…
(Геродот. История. I, 103; IV, 12 [1])
Сведения Геродота о преследовании скифами киммерийцев вызывают сомнения,
поскольку, исходя из древневосточных источников, разница между появлением
киммерийцев в Малой Азии и первым упоминанием скифов составляет, по
меньшей мере, 50 лет. Скорее всего, это легенда, призванная объяснить
появление скифов в Закавказье.
Страбон же связывает захватнический
набег с саками и называет занятую ими территорию по их имени Сакасеной;
…они [саки] захватили Бактриану и завладели лучшей землей
в Армении, которой они оставили название от своего имени — Сакасена…
(Страбон. География XI, VIII,4, XIV,4 [2])
Позже под этим же именем (Шакашен) она известна и из армянских источников.
Сакасенская область упоминается также
и у Птолемея:
Области Армении в части, заключающейся между реками Евфратом, Киром
и Араксом, суть следующие: у Мосхийских гор — Котарзенская, выше так
называемых бохов; вдоль реки Кира — Тосаренская и Oтенская; вдоль реки
Аракса — Колтенская и ниже ее Содукенская; у горы Париадра — Сиракенская
и Сакасенская...
(Птолемей. География, V, 12, 9 [6])
У Плиния также имеются сведения о местопребывании
сакасанов:
По ту сторону их [Паригедрийских гор] лежат Колхидские (Colchicae)
пустыни; с той стороны их, которая обращена к Керавнским горам, живут
арменохалибы и лежат земли мосхов вплоть до реки Ибера, впадающей в
Кир, а ниже — сакасаны и затем макероны до реки Абсарра
(Плиний
Естественная история кн. VI, XI, 29 [7]).
Вот как локализует Сакасену И.М.Дьяконов:
Можно поэтому предположить, что Сакасена (иранск. *Saka-sayana-«обитаемая
территория саков») было официальным мидийским наименованием ядра бывшей
территории Скифского царства. Нам следует, таким образом, искать эту
территорию между Курой в районе севернее Кировабада и маннейской территорией
вокруг озера Урмии, южнее Аракса
[8].
Кроме топонимов Ишкузи и Сакасена в Закавказье сохранился аналогичный топоним Ишкаштм (Шькошьм) в Горно–Бадахшанской области Республики Таджикистан, который также сопоставляют с саками.
Саки vs скифы
Относительно упомянутой области Ишкуза–Сакасена
в греческих источниках возникает разночтение – Геродот описывает поход
скифов, а Страбон упоминает саков. Некоторые историки (например, Пиотровский
и Струве) полагают, что совместно со скифами действовали среднеазиатские
саки, по имени которых эта область получила своё название.
М.И. Артамонов высказывает другое мнение, что скифы названы саками по
причине схожести этих народов:
Персидское название занятой скифами области — страна саков — вовсе
не требует для объяснения своего происхождения поселения в ней саков,
а не скифов. И те и другие были настолько близки между собой, что имя
одного народа легко переходило на другой
[9].
Однако, допустим и такой вариант, что названия «саки» и «скифы» являются разными наименованиями одного и того же народа (как, например, венгры и мадьяры).
В китайской литературе упоминается
народ саи (также са или су), которых исследователи отождествляют с саками
как по созвучию в именах сай и сака, так и по совпадению мест жительства
обоих этих народов
. Григорьев считает этноним саи производным
именно от этнонима саки, от которого китайцы взяли только первый слог
[10].
Лингвисты о различных наименованиях скифов
Скифы, помимо своего азиатского наименования
саки, назывались также и сколотами:
Все племена вместе называются сколотами, то есть царскими. Эллины
же зовут их скифами
(Геродот История IV, 6 [1])
Лингвисты приводят различные схемы
трансформации наименования скифов из одной формы в другую:
Например, по мнению акад. Н.Я. Марра слово skolot является редуцированной
формой слова sak: skolot > skolt > skol > sku > sak. Последнее
же слово, по его мнению, означает потомство, род, племя. Также он демонстрирует,
как основа sak закономерно переходит в основу sku: sak > sak-u-ta
> σακ-υ-θα > σκυ-θα
> σκυθαι [11].
Василий Абаев возводит этноним skuta к *skul-ta [12].
С.В. Кулланда считает, что самоназвание
скифов на момент их первых контактов с ассирийцами должно было звучать
примерно как *skuda, что дало iskuzai ассирийских письменных источниках.
К V в. до н.э. в скифском языке произошел переход d > l, что дало
форму *skula, записанную Геродотом в виде Σκολο-
или Σκóλοτοι, где суффикс -τοι
являлся показателем множественности.
Поскольку z в ассирийской передаче самоназвания скифов – iskuzai соответствует
греческому θ в Σκυθαι и более позднему
скифскому l в упоминаемом Геродотом самоназвании скифов Σκóλοτοι
(т.е. skula-ta, где -ta показатель множественности), то становится ясно,
что к началу скифских переднеазиатских походов VII в. до н.э. иранский
звук *d уже превратился в скифском языке в межзубный звонкий δ.
Так что самоназвание скифов на момент их первых контактов с ассирийцами
и греками должно было звучать *Skuda, что в результате дальнейшего перехода
d > l в скифском языке не позднее V в. до н.э. дало форму *Skula,
записанную Геродотом в виде Σκολο- или Σκυλο-.
Отсюда видно, что имя Скил-Σκυλης означает
просто «скиф» [13].
Саки = скифы = сколоты = … «собаки»
Еще историком–востоковедом 19–го века
В.В. Григорьевым было высказано предположение, что наименование саки
имеет значение «собака», «волк»:
Приходится поэтому довольствоваться предположениями. Слово сек
в новоперсидском языке означает «собака»; в персском языке времен Ахеменидов,
судя по аналогии с другими словами последнего сохранившимися в первом.
произносилось оно, должно полагать, сака…Называя Саков Саками, Персы
обзывали их, следовательно. «собаками»… Не должно забывать при том,
что «собака» в устах древнего перса вовсе не было бранным выражением;
напротив животное это пользовалось у Персов величайшим уважением и даже
носило священный характер
[10].
Учитывая, что родственным сакам народом
являлись дахи, предложенную Григорьевым «собачью» этимологию этнонима
саки можно развить соображениями известного исследователя мифологии
Мирчи Элиаде относительно даков:
Итак, издавна даки называли себя "волками" или "подобными
волкам", похожими на волков. Страбон сообщает, что закаспийские
кочевники-скифы также носили имя "daoi". Латинские авторы
называли их "Dahac", а некоторые греческие историки "daai".
Их этническое имя с большой вероятностью восходит к иранскому слову
"dahae" - "волк". Однако подобные имена не были
исключением среди индоевропейцев. К югу от Каспийского моря простиралась
Hyrcania, на восточно-иранском диалекте - Vehrkana, на западно-иранском
- буквально - "страна волков" (от иранского корня "veheka"
- волк). Кочевые племена, заселявшие эту территорию, греко-латинские
авторы именовали -"hyrkanoi" - волки. Во Фригии было известно
племя Orka (Orkoi)…
[14].
Отметим еще одно пересечение между иранцами и даками. По традиции, переданной
в Шах-наме, на персидском знамени было изображение волка. Настенное
изображение в Туркестане воспроизводит флаг с изображением волка или
дракона с волчьей головой
Таким образом, наименования родственных скифских народов саков и даков имеют одинаковое значение «собака», «волк». «Волчье» наименование имеет и территория обитания сакских племен – Гиркания.
Можно добавить еще один аргумент в пользу этой версии. Как уже разбиралось выше, название скифов сколотами – Σκóλοτοι проистекает от основы Σκολο- или Σκυλο-. А эта основа с большой вероятностью имеет значение «собака». Например, в греческом языке собака называется «скил(ос)» (σκύλος). В русском языке также сохранился корень 'скл' в «собачьем» значении в таких словах как скулить, оскал.
В классическом переводе Геродота самоназвание
скифов сколоты относится к неким «царским скифам»:
Все племена вместе называются сколотами, т.е. царскими. Эллины
же зовут их скифами
(Геродот История 4, 6 [1]).
Однако, наиболее точный перевод этого примечания Геродота немного иной:
всех же их называли сколотами, по имени царя
. То есть, наименование
сколоты, так же как и имя царя, имеет одну и ту же семантику, очевидно,
связанную с собакой.
Каким же образом скифы могли получить такое прозвище, связанное с собакой? Вариантов здесь несколько. Во–первых, как отмечают многие исследователи, собака (также как и волк или шакал) была почитаемым животным у многих индоевропейских народов, и могла являться тотемом. С другой стороны, скифские народы промышляли разбойными набегами, и могли ассоциироваться со стаей псов или волков. Также вероятно, что свое «собачье» наименование скифы получили по приходу в Азию по имени своего вождя Ишпакая, имя которого как раз означает «собака» (ассир. Spâkâya, иран. Spaka) или ему был придан такой смысл по созвучию. При этом стоит отметить, что и далее в скифской истории встречаются скифские имена с такой же семантикой, например полугрек–полускиф Скил (греч. «собака») и Вархаг (иран. «волк»).
Рассматривая основу 'скл', стоит также упомянуть сирийский город Аскалон, история которого связана со скифами.
Асканий/Аскеназ и малоазийская Аскания
Как уже упоминали выше, библейский
аналог ассирийского названия Ашкуза звучит как Ашкеназ (царство Ашкеназ
у Иеремии). Как видим, окончания несколько разнятся.
На этот счет имеется версия Айзека Азимова [15], что название Ашкеназ
появилось из–за ошибки прочтения в еврейском тексте буквы nun вместо
похожей по начертанию буквы vav, так что слово «Ашкуз» стало словом
«Ашкеназ».
Вместе с тем, название царства Аскеназ в библейской традиции связано с именем Аскеназа, сына Гомера, внука Иафета, правнука Ноя (Бытие 10:3). Любопытно, что в раввинской литературе с именем Аскеназа связываются сначала скифы, а позднее (с 10 века) славянские территории [16], и (с 11 века) северные, в том числе германские, народы [17]. В частности, у крупнейшего средневекового комментатора Талмуда и Библии Шломо бен Ицхака встречаются понятия лешон ашкеназ –«немецкий язык» и эрец ашкеназ – «Германия». [18]
В армянской генеалогической традиции Ашкеназ наряду с Фогармой выступают предками армян.
Наряду с Аскеназом, в легендах других
народов встречается созвучный ему по имени персонаж – Асканий.
В древнегреческой и римской мифологии Асканий (др.-греч.Ασκανιος,
лат. Ascanius) является сыном легендарного Энея, мигрировавший вместе
с отцом в Италию после Троянской войны (либо, по другой версии) родившийся
уже в Италии. У Гомера Асканий вместе с Форкисом являются предводителями
фригиян в Троянской войне.
В германских преданиях тоже имеется свой Асканий – мифологический прародитель
саксов и Аск – первый человек согласно скандинавской мифологии.
Имя Аскания связано с названием исторической области Аскания во Фригии
(Малая Азия), известной из греческих источников еще со времен Гомера:
Форкис и храбрый Асканий вели из Аскании дальней Рати фригиян
[19]
Об этой области упоминает и Страбон:
В глубине страны вокруг Мисии расположена Фригия Эпиктет, которая
нигде не соприкасается с морем и простирается до восточных частей Асканийского
озера и его области; озеро и область носили одно и то же имя
(Страбон. География XII, IV, 3 [2]).
В глубине Вифинии лежат Вифиний, расположенный под Тиеем с областью,
лежащей около Салона — прекрасным пастбищем для скота (откуда происходит
салонский сыр); затем Никея, столица Вифинии на Асканийском озере (вокруг
расстилается большая и чрезвычайно плодородная равнина, не очень здоровая
летом)
(Страбон. География XII, IV, 7 [2]).
Вместе с тем, у Гомера упоминается
еще одна Аскания, расположенная также в Малой Азии, которую Страбон
локализует возле Никеи:
…другая Аскания, мисийская, лежит ближе, у нынешней Никеи; о ней
упоминает Гомер
(Страбон. География XII, IV, 3 [2])
Также надо отметить, что у Птолемея и Аммиана Марцеллина имеются созвучные с Асканией названия гор – Аскатанские и Асканимские (Ascanimia) соответственно, находящиеся в регионе обитания саков [10].
Таким образом, библейский Аскеназ, римско–греческий Асканий и саксоно–скандинавский Асканий/Аск оказываются связаны с ближневосточным наименованием саков (скифов) и их происхождение в легендах относится к региону Малой Азии, где имеется топоним Аскания. И это, очевидным образом, согласуется как с римской легендой о происхождении древних римлян из малоазийской Трои, так и со скандинавскими преданиями (которые мы рассмотрели в начале исследования) о приходе предков скандинавов и саксов из некоей «Страны Турок», также связанной с легендарной Троей в Малой Азии. Более того, можно предположить, что предки скандинавов принесли на новые земли и свою топонимику – историческая местность Сконе (лат. Scania) на юге Скандинавии проистекает от названия (А)скания в Малой Азии. Любопытно также отметить некоторую схожесть наименований фригиян из Асконии и фризов Севера Европы.
скифы и киммерийцы
Впервые киммерийцы (др.-греч. Κιμμéριοι)
упоминаются еще у Гомера.
В ассирийских текстах присутствие киммерицев – «гимирру» (Gimirri) фиксируется
в VIII веке до н.э. в Закавказье и Малой Азии.
По самым разнообразным аспектам скифы
исторически тесно связаны с киммерийцами
В древних текстах на иврите, Ashkuz (Ашкеназ) считаются прямым ответвлением
от Gimirri (Гомер).
Согласно рассказа Геродота, кочевые племена скифов, вытесненные из Азии,
прибыли в Северное Причерноморье на земли, оставленные киммерийцами,
а затем стали преследовать киммерийцев, вследствие чего оказались в
Закавказье. (Геродот, I, 103; IV, 11,12 [1])
Вместе с тем, в ассирийской надписи из храма Иштар царь киммерийцев
Дугдамми именуется «царем саков и гутиев»
Страбон называет киммерийцев или одно из киммерийских племен трерами
и сообщает, что они были изгнаны из Малой Азии вождем скифов Мадием:
И киммерийцы, которых называют трерами (или какое-то племя киммерийцев),
часто вторгались в страны, расположенные на правой стороне Понта, и
в прилегающие к ним области, нападая иногда на Пафлагонию, иногда даже
на Фригию…Такие вторжения часто совершали киммерийцы и треры. Как говорят,
треры и Коб были в конце концов изгнаны Мадием, царем скифов
(Страбон.География.Кн.I,
III, 21 [2]).
Из античных источников известно, что лидийский царь Алиатт изгнал киммерийцев
из Азии. Причем изгнал он их с помощью неких «отважных псов». Учитывая,
что Алиатт предоставил укрытие скифам, бежавших со службы у мидян, вероятно,
под этими «отважными псами» подразумевались скифы (принимая во внимание
«собачью» этимологию их этнонимов и имен их царей).
Существует распространенная точка зрения,
что скифы и киммерийцы соответствуют единой археологической скифской
культуре, в которой киммерийцы представляют раннескифский этап [20].
Другие считают, что страна киммерийцев располагалась в Каппадокии. В
частности Г.А. Меликишвили указывает на тот факт, что древние армяне
называли Каппадокию Гамирк [21].
Любопытно, что некоторые греческие авторы вместо имени киммерийцев пишут
керберии, что, соотносится с псом Цербером (κερβερος) из греческой мифологии.
По общему мнению историков, вопрос о киммерийцах остается одним из самых
туманных в истории Восточной Европы.
скифы и исседоны
Как известно из Истории Геродота скифы потеснили киммерийцев, когда их самих потеснили исседоны. Геродот сообщает, что исседоны живут напротив массагетов. Историки локализуют исседонов в степях Южной Сибири и Урала, на юго-западном Подуралье и склонны относить исседонов и массагетов к скифо–сако–сарматской общности на основании родства их культуры.
Дахи/ Даи
Дахи/ Даи ( лат. Daoi, Daai и греч. Δáοι, Δáαι). Персепольская надпись Ксеркса в перечне самых крупных «скифских» стран и народов, наряду с саками-тиграхауда и саками-хаумаварга, называет еще и дахов. В этом списке дахи соседствуют с саками. А впервые дахи упоминаются еще в Авесте (хотя некоторые историки сомневаются в безусловности отождествления «авестийских» и «персидских» дахов)
О дахах/даях сообщает Страбон в своей
географии:
На левой стороне при входе в Каспийское море живут кочевники, которых
наши современники называют даями с прозвищем апарнов. Затем перед ними
в промежутке находится пустыня; далее непосредственно следует Гиркания,
у которой Каспийское море уже широко разливается вплоть до пункта своего
соприкосновения с мидийскими и армянскими горами
(Страбон. География
XI,VII,1 [2]).
Также Страбон приводит мнение, что
парны (апарны) – одно из племен даев, покорившее Парфию и создавшее
на ее основе могущественное государство Аршакидов – происходят из скифских
областей над Меотидой (Азовским морем):
Апарны-даи, как говорят, были переселенцами из области даев, живущих
над Меотидой, которых называют ксандиями или париями. Однако не является
общепризнанным, что среди скифов, живших над Меотидой, были какие-то
даи. От этих скифов, говорят, ведет свой род Арсак …
(Страбон.
География кн. XI, гл.IX, 3[2])
Правда, тут возникает вопрос, какая Меотида имеется в виду – Азовская
или Каспийская? Известно, что в античной традиции Меотидой и Танаисом
считали не только Азовское море и Дон, но также Аральское море и Сырдарью
(Яксарт) [22].
Если же дахи обитали в прикаспийской Меотиде, то от их названия может
происходить древнее название реки Урала (прежнего Яика) – Даик (Δáιε;
Daicus) [22].
Страбон отмечает важный момент, что
обычаи и образ жизни дахов «благоприятствует господству и военным успехам»:
затем Арсак, скиф, вместе с некоторыми из даев, так называемых
апарнов, кочевников, живших по реке Оху, напал на Парфию и завоевал
ее… В настоящее время они владеют такой обширной страной и таким множеством
племен, что по величине своей державы являются до некоторой степени
соперниками римлян. Причина этого — их образ жизни и обычаи, во многом
варварские и скифские, но еще более благоприятствующие господству и
военным успехам
(Страбон. География XI, IX, 2 [2]).
Таковы некоторые фрагментарные сведения о саках и даках.
Список «скифских» народов к востоку от Ирана в древнеперсидских источниках ограничивается саками и даками. Множество других народов в этом регионе, называемых греко-римскими авторами, отсутствуют в ахеменидских надписях, соответственно, современные историки выдвигают разные версии по локализации этих народов и сопоставлению их с ахеменидскими названиями.
Массагеты
Массагеты (др.-греч. Μασσαγéται, лат. Massagetae) – конфедерация древних восточно–иранских племен, обитающих, как большей частью принято считать, в регионе Центральной Азии к востоку от Каспия (примерно на территории современных Турменистана, Узбекистана и Афганистана). Однако единого согласованного мнения на счет местообитания массагетов у ученых нет, поскольку сообщения античных авторов содержат географические противоречия и неопределенности.
В античных источниках массагеты – это наименование скифских племен, близкое к сакам, так что даже применяется термин «культуры сако-массагетского круга». Массагеты – это более древнее общее имя, которое в III в. до н.э. вытесняется именем дахов (даев).
У Страбона присутствует упоминание
всех трех этносов:
Налево и против этих племен расположены скифские и кочевые племена,
занимающие всю северную сторону. Большинство скифов начиная от Каспийского
моря называются даями. Племена, живущие восточнее последних, носят названия
массагетов и саков, прочих же называют общим именем скифов, но у каждого
племени есть свое особое имя. Все они в общей массе кочевники… Из даев
одни называются апарнами, другие — ксанфиями и третьи — писсурами. Апарны
находятся ближе всего к Гиркании и к пограничному с ней морю; остальные
простираются даже до области, лежащей против Арии
(Страбон.География
XI, VIII, 2 [2]).
Вот некоторые фрагменты из рассказа
Геродота, дающие представление о местообитании и образе жизни массагетов:
…Эти массагеты, как говорят, многочисленное и храброе племя. Живут
они на востоке по направлению к восходу солнца за рекой Араксом напротив
исседонов. Иные считают их также скифским племенем…
(Геродот. История. Кн. I, 201, 204, 215, 216 [1])
Так вот, с запада Кавказ граничит
с так называемым Каспийским морем, а на востоке по направлению к восходу
солнца к нему примыкает безграничная необозримая равнина. Значительную
часть этой огромной равнины занимают упомянутые массагеты…
Массагеты носят одежду, подобную
скифской, и ведут похожий образ жизни. Сражаются они на конях и в пешем
строю (и так и этак). Есть у них обычно также луки, копья и боевые секиры.
Из золота и меди у них все вещи. Но все металлические части копий, стрел
и боевых секир они изготовляют из меди, а головные уборы, пояса и перевязи
украшают золотом. Так же и коням они надевают медные панцири, как нагрудники.
Уздечки же, удила и нащечники инкрустируют золотом. Железа и серебра
у них совсем нет в обиходе, так как этих металлов вовсе не встретишь
в этой стране. Зато золота и меди там в изобилии.
Об обычаях массагетов нужно сказать
вот что. Каждый из них берет в жены одну женщину, но живут они с этими
женщинами сообща. Ведь рассказы эллинов о [подобном] обычае скифов относятся
скорее к массагетам. …Хлеба массагеты не сеют, но живут скотоводством
и рыбной ловлей (в реке Аракс чрезвычайное обилие рыбы), а также пьют
молоко. Единственный Бог, которого они почитают, это – Солнце. …
Споры в среде ученых по поводу местообитания
массагетов связаны с идентификацией геродотова Аракса:
река Аракс текущая на восток (IV, 40)…из страны матиенов, изливается
сорока устьями, из которых все, кроме одного, впадают в болота и топи
(Геродот История I, 202 [1])
В настоящее время большинство исследователей отождествляют «Аракс» Геродота
с Оксом (совр. Амударья). Это подтверждается сообщением Страбона:
По словам Эратосфена, арахоты и массагеты живут рядом с бактрийцами,
на запад от них, по течению Окса; вся территория саков и согдийцев лежит
против Индии. Напротив, бактрийцы противолежат Индии только на небольшом
пространстве, так как большая часть их расположена вдоль Паропамиса.
Река Иаксарт отделяет саков от согдийцев, а Окс — согдийцев от бактрийцев
(Страбон. География XI, 8.8 [2])
Позднее, с именем массагетов сопоставлялись
некоторые другие этносы.
Так, например, Аммиан Марцеллин в своей «Истории» соотносит с массагетами
аланов:
аланов, древних массагетов
(лат.…Halanos pervenit, veteres
Massagetas) (Аммиан Марцеллин.История кн. XXXI, 2, 12 [23]).
Также Марцеллин цитирует речь императора Юлиана отступника, обращенную
к солдатам, в которой тот говорит про албанов и массагетов, которых
мы называем теперь аланами
(лат. …per Albanos et Massagetas,
quos Alanos nunc appellamus
) (XXIII, 5,16).
И еще в одном фрагменте: ...iuxtaque Massagetae Halani et Sargetae
( XXII, 8, 38)
…Аланы (они массагеты)…
– утверждает также и Дион Кассий [24].
Известный латинский писатель Иероним,
лично совершивший паломничество на Восток, выводит гуннов из местности,
населенной массагетами:
от далекого Меотиса, земли ледяного Танаиса и страшного народа
массагетов, где в Кавказских ущельях Александр дверью запер дикие народы,
вырвалась орда гуннов…
[25]
Сопоставляют гуннов с массагетами также и раннесредневековые писатели Прокопий Кесарийский (VI век) и Евагрий Схоластик (VI век).
Также следует отметить родственный массагетам народ исседонов.
Сарматы/Савроматы
Будучи тесно связанными со скифами,
сарматы или савроматы не задействованы на начальном этапе скифской истории.
В Авесте упоминается некий народ сайрима, который многие исследователи
склонны отождествлять с сарматами/савроматами..
Первое упоминание о савроматах в античной литературе принадлежит Геродоту:
Если перейти реку Танаис, то там уже не скифская земля, но область
савроматов
(Геродот. История IV, 21[1])
Геродот же указывет и на близость по языку савроматов и скифов: савроматы
говорят на скифском языке, но издревле искаженном
(Геродот, IV,
117[1])
Диодор упоминает савроматов как один из переселенных царями скифов народов:
Этими царями были переселены и многие другие покоренные племена,
а самых важных выселений было два: одно из Ассирии в землю между Пафлагонией
и Понтом, другое из Мидии, основавшееся у реки Танаиса; эти переселенцы
назывались савроматами
(Диодор, II, 43 [26]).
Еще сообщение о савроматах имеется у Плиния:
…Затем реку Танаис, впадающую [в Меотиду] двойным устьем, населяют
и сами разделенные на многие племена сарматы, — как говорят, потомки
мидян
. (Плиний. VI.19.[3])
Многие исследователи истоки сарматов относят к дахо-массагето-сакскому
комплексу.
В позднюю античную эпоху к сарматам причислялись (согласно Страбону)
такие народы как языги, роксоланы, сираки, аланы, роксоланы и сайи.
После завоевания Европейской Скифии сарматы приобрели славу одного из наиболее могущественных народов античного мира, так что даже Восточная Европа вместе с Кавказом получила название Сарматии.
Восточные истоки скифской культуры
У скифов, как и у других иранских
племён до их контактов с культурами Древнего Востока, своего изобразительного
искусства, действительно, не было. Во всяком случае, никаких следов
его в археологических памятниках не обнаружено
[27].
Археологи давно обратили внимание на запустение Северного Причерноморья
в VIII-VII вв. до н.э., что выражается в значительном уменьшении числа
памятников, относящихся к этому времени сравнительно с предшествующим
и последующим периодами. Указывалась и Причина запустения – предполагаемый
уход киммерийцев и скифов в Азию
[28].
По возвращению в Северное Причерноморье
скифы приносят и новую культуру:
Скифы и киммерийцы, изгнанные из Азии, вернулись в Северное Причерноморье
не такими, какими они из него ушли. Длительное пребывание по соседству
и в тесных связях с древнейшими и наиболее высокими цивилизациями мира
не могло пройти для них бесследно. У них возникла новая культура, её
они и принесли с собой на свою старую родину. Эта культура называется
скифской, но в ней мало что можно отыскать от первоначальной культуры
их родины, продолжавшей существовать и развиваться у части скифов, оставшейся
на месте и не принимавшей участия в бурной истории своих соплеменников
в Азии. Новая культура, как более прогрессивная, быстро распространилась
по всей Скифии и определила собой облик всего скифского народа, среди
которого вернувшиеся скифы под именем царских заняли господствующее
положение. Местная культурная традиция частично уцелела, главным образом
у осёдлого населения лесостепной полосы, где она коренилась в особенностях
его хозяйства и быта. Но и здесь она выступает только в виде фона для
совершенно новых культурных элементов
[28].
Таким образом, имеется много примеров классического скифского художественного стиля, образы которых заимствованны из искусства Востока, но воспроизведены в скифской стилистической переработке. Вместе с тем, произведения искусства скифской культуры отличаются от их восточных прототипов не только своим стилем, но и некоторыми дополнительными деталями. характерной особенностью скифского искусства является так называемое «зооморфное превращение», т.е. придание тем или другим частям изображения животного самостоятельных звериных образов.
Древние историки о завоеваниях скифов
По наблюдениям Иосократа, скифы вместе
с фракийцами и персами - самые способные к власти и обладающие наибольшим могуществом народы
[29]
Мнение Диодора:
Они [скифы] сначала занимали незначительную область, но
впоследствии, понемногу усилившись благодаря своей храбрости и военным
силам, завоевали обширную территорию и снискали своему племени большую
славу и господство
(Диодор II, 43 [12]).
Страбон отмечает, что обычаи и образ жизни дахов благоприятствует
господству и военным успехам
(Страбон. География XI, IX, 2 [2])
Показать [развернуть] cписок использованной литературы
Список использованной литературы:
1. Геродот. История (перевод Г. А. Стратановского),
ОЛМА ПРЕСС Инвест; 2004
2. Страбон. География / пер. с др.-греч. Г. А. Стратановского, под ред.
О. О. Крюгера, общ. ред. С. Л. Утченко. — М.: Ладомир, 1994.
3. Арриан. Поход Александра. / Пер. М.Е.Сергеенко, М.-Л.: Изд-во АН,
1962.
4. Плиний Старший. Естественная история. Кн. VI,19,50 Веб–ресурс: http://annales.info/ant_lit/plinius/index.htm
5. Westermann, Claus; John J. Scullion, Translator (1984). : A Continental
Commentary. Minneapolis. p. 506 Веб–ресурс: http://en.wikipedia.org/wiki/Saka
6. Веб–ресурс: https://ru.wikipedia.org/ статья Шакашен
7. Веб–ресурс: http://annales.info/ant_lit/plinius/index.htm
8. И.М.Дьяконов.История Мидии от древнейших времен до конца IV в. до
н.э. // М.-Л.: 1956.
9. М. И. Артамонов. Киммерийцы и скифы (от появления на исторической
арене до конца IV в. до н. э. // Л.: ЛГУ. 1974.
10. Григорьев В.В. О скифском народе саках 1871, Санкт–Петербург, Императорская
Академия Наук
11. Г. Дремин. Ономастикон европейских скифов Веб–ресурс: http://annales.info/skif/small/onomast.htm
12. В.И. Абаев, Скифо–европейские изоглоссы, стр. – 25
13. С.В.Кулланда Уроки Скифского.Институт востоковедения РАН (Москва)
14. Мирча Элиаде. От Залмоксиса до Чингиз-хана (перевод С. Голубицкого)
// "Кодры", 1991 №7
15. Веб–ресурс: http://en.wikipedia.org/wiki/Ashkenaz
16. Kraus. S, 1932, Hashemot 'ashkenaz usefarad, Tarbiz 3:423-435 Веб–ресурс:
http://en.wikipedia.org/wiki/Ashkenaz
17. Kriwaczek, Paul (2005). Yiddish Civilization: The Rise and Fall
of a Forgotten Nation. London: Weidenfeld & Nicolson Chapter 3,
footnote 9.Веб–ресурс: http://en.wikipedia.org/wiki/Ashkenaz
18. Электронная еврейская энциклопедия, статья Ашкеназ Веб–ресурс: http://www.eleven.co.il/article/10353
19. Гомер. Илиада пер. Гнедича
20. Иессен, 1953.С.49-110; Иессен, 1954. С. 112-131
21. Меликишвили, 1959, С. 222.
22. К.Ф. Смирнов Савроматы и сарматы. // Проблемы археологии Евразии
и Северной Америки. М.: 1977. С. 129-137.
23. Аммиан Марцеллин «Res Gestae» Веб–ресурс: Latin Library http://www.thelatinlibrary.com/ammianus.html
24. Roman History by Cassius Dio Vol. VIII, LXIX, 15 Веб–ресурс: http://penelope.uchicago.edu/Thayer/E/Roman/Texts/Cassius_Dio/69*.html
25. Н. Пигулевская. Сирийские источники по истории народов СССР. — М.
Л., 1941
26. Диодор Сицилийский Историческая библиотека (Перевод В. В. Латышева)
Веб–ресурс: http://ancientrome.ru/antlitr/diodoros/index.htm
27. М.И. Артамонов Происхождение скифского искусства.// СА. 1968. №4.
28. М.И. Артамонов Киммерийцы и скифы в Азии.// Первобытная археология
Сибири. Л.: 1975.
29. Ф.Х.Гутнов Скифские портреты http://www.darial-online.ru/1999_3/gutnov.shtml