megamatrix.ru
history
•матричные культурные традиции  •символика  •этногенез

Megamatrix.ru → Этногенез → Варяги

Андрей Леонов

Варяги-Русь - «красный» народ

Откуда проистекает название ′Русь′? На этот счет имеется немало версий с той или иной степенью обоснованности.

Наиболее популярной версией у приверженцев норманизма является происхождение этнонима от финского слова ruotsi, которым финны называют шведов.

Имеется также версия, что народ получил свое название при посредничестве византийцев от легендарного библейского князя Роша (Ρώς). Поводом для этой версии является фраза древнерусского летописца в «Повести Временных Лет» о первом «прозвании» Руси со ссылкой на византийское летописание:
В год 6360 (852), индикта 15, когда начал царствовать Михаил, стала прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе приходила Русь на Царьград, как пишется об этом в летописании греческом [1].
Эта фраза летописца обычно трактуется таким образом, что Русь благодаря походу получила известность, а не название. Однако, можно предполагать, что летописец имеет в виду именно первое по хронологии упоминание названия Русь в источниках, известных ему на тот момент. Об этом же свидетельствует и фраза византийского патриарха Фотия о «так называемом народ Рос»:
Народ… безвестный – но получивший имя от похода на нас… [2]
Оба эти свидетельства о росах относятся к их первому походу на Константинополь, что могло являться поводом олицетворить войско варваров росов с войском легендарного библейского князя Роша. Учитывая при этом также тот момент, что имя Роша и имя народа ′рос′ имели одинаковое написание Ρώς.

Помимо вышеуказанных версий, можно также предположить происхождения этнонима ′рос′, от слов со значением «роса, влажность, смачивание», например из прото–балто–славянского *rasa (родственные слова: латинское ros, санскритское rasa). Обоснованием такой этимологии является указание многих средневековых арабских авторов на местообитание росов в очень болотистой местности («Остров русов»).

Возможен и вариант этимологии из древнескандинавского hrosa со значением «хвалить». Этому слову родственно английское диалектное ′руз′(roose).

В ряду различных версий, одним из наиболее вероятных вариантов происхождения слова ′русь′ является «цветовая» версия, связывающее это название с красным цветом. Основанием для такого названия могли послужить различные факторы - красные обгоревшие на солнце лица северян, непривычные для южных жителей, рыжие волосы или красные одежды.

Если рассматривать семантическое (смысловое) значение самой лексемы ′рос′, то она восходит к названию цветка розы и, соответсвенно, может обозначать красный («розовый») цвет. В этом значении известно латинское слово rosa, которое в свою очередь возводят к древнегреческому ρóδον (rhodon), далее к древнеперсидскому *wrda- и, исходно, к гипотетическому протоиндоевропейскому (ПИЕ) *wrdos.

Это значение («красные») проявляется и в других этнонимах, применявшихся по отношению к Руси, например, таких как руги (герм. rouge – «красные») и рутены (кельтско-латинское ruteni – «красный, рыжий»)

Красная версия названия русов известна еще со времен средневековья у арабских и европейских авторов:

Византийцы нарекают их [русов] русийа, смысл этого [слова] – 'красные, рыжие' (Аль–Масуди [3]).

Они подобны пальмам, белокуры, красны лицом, белы телом (Ибн-Фадлан [4]).

В северных краях есть некий народ, который греки по его внешнему виду (а qualitate corporis) называют русиос (Ρουσιος), мы же по их месту жительства зовём норманнами (Лиутпранд Кремонский [5]).

Таким образом этноним Рос/Рус в своем происхождении вполне может быть связан с красным цветом (по самым разным основаниям).
(Возможно, что и термин ′варяги′, которым русские летописи называют народ русь (Сице бо звахуть ты варягы русь… (ПВЛ [1])) также изначально был связан с красным цветом в каком-либо языке, поскольку известны лексемы схожие по звучанию, например венгерское вёрёш – «красный» или греко-персидский корень ′варз′ со значением «красный». Как известно, само название варяги появилось несколько позднее эпохи «призвания варягов» (середина IX века) и применялось ретроспективно. Из этого можно предположить и такой вариант, что слово «варяги» являлось эквивалентом (переводной калькой) этнонима «роусь» в значении «красные» на других языках. Возможно, какой–то народ контактировал с Русью уже после того, как она стала известна под своим именем у греков, и воспроизвел этот «красный» этноним на своем языке).

Исходя из «красной» версии норвежский историк и писатель Хакон Станг (Håkon Stang) выдвинул тезис о том, что имя ′рос/рус′ было «трансфертом» (стереотипом) перенесенным с античных германских герулов на германские народы:

Рассматриваются эрулы (ср. «эарлы» eorles английского, «ярлы» jarlar древнегерманского и древнескандинавского языков), «красные германцы» античных и византийских источников…

Вместо непонятного южанам имени ярлов, эрулов, им давали другие названия. Самое простое — греческое «Русос», т.е. «красные, красноватые»…

Были эрулы румяны лицом, красны волосами, голубоглазы. Вернее, это — трансферт, первоначально появившийся в описании народа будинов у Геродота, потом встречаемый у Плиния применительно к жителям Тапробаны, и наконец, перенесенный на германские народы Тацитом. Он подкреплялся тем обстоятельством, что скандинавы, как любые слабопигментированные северяне, появившись в Средиземноморье, под воздействием солнца приобретали загар, и этим, как и выгорающими волосами, ярко-синими глазами на загорелом лице, привлекали внимание греков. [6]

В связи с этим следует отметить, что античные «красные германцы» достаточно далеки от эпохи появления варягов-руси. И в эту эпоху в качестве «красного» народа фигурировали уже не германцы, а другой народ:

Сказал Абу-Мансур: «Славяне - племя красного цвета, имеющее русые волосы; они граничат со страною Хазар на вершинах Румских гор. Человека красного цвета называют Славянином, по причине подобия его цвету Славян» (Показание арабского лексикографа Абу-Мансура (X век), сохранившееся у арабского историка XII века Якута ибн Абдуллаха аль-Хамави [7]).

Так же характеризует славян как «красный» народ и византийский писатель Прокопий Кесарийский (VIвек):
…телом же и волосами не слишком светлые и не рыжие, отнюдь не склоняются и к черноте, но все они чуть красноватые. (Прокопий Кесарийский («Война с готами», 7.14 [8])

«Человека красного цвета называют Славянином» – вот настоящий кандидат на роль «красного» народа в этой версии происхождения названия Руси.

Показать [развернуть] cписок использованной литературы

Список использованной литературы:

1. Повесть временных лет. (Ипатьевский список) перевод О.В.Творогова. Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН
2. Вторая гомилия патриарха Фотия на нашествие росов // Поход 860 г. на Константинополь и первое крещение Руси в cредневековых пиcьменных источниках // Древнейшие государства Восточной Европы: 2000 г. Проблемы источниковедения. / пер. П. В. Кузенкова. — М.: Восточная литература, 2003
3. Калинина Т.М. Арабские ученые о нашествии норманнов на Севилью в 844 г. Древнейшие государства Восточной Европы – 1999. – М.: «Восточная литература» РАН, 2001.
4. Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921—922 гг. Харьков. 1956 (пер. А. П. Ковалевского) Веб–ресурс: www.vostlit.info
5. Лиутпранд Кремонский, Книга воздаяния («Антаподосис»), кн.5, XV. (перевод с лат. - Дьяконов И. 2005) Веб–ресурс: www.vostlit.info
6. Х.Станг. Наименование Руси (герульская версия). Тезисы Stratum plus. Археология и культурная антропология, 1999, С.119
7. Гаркави А. Я. Сказания мусульманских писателей о Славянах и Русских : (с половины VII в. до конца X в. по Р. X.)/собр., пер. и объясн. А. Я. Гаркави. - СПб., 1870. - IX, 308 с.
8. Прокопий Кесарийский. Война с готами. Свод древнейших письменных известий о славянах. М.1995. Т. II: (VII–IX вв.).


Copyright © Леонов А.А.